Логические методы эстетика науки
Проблемы философии общества / Методы теоретического исследования в срезе социальных проблем / Логические методы эстетика науки
Страница 2

Напротив, наука не генерирует, а раскрывает симметрию в объективном мире, поэтому научный метод противоположен мненчеству, противоположен искусству.

Нам представляется неслучайным такое тяготение души к симметрии. Действительно, те же понятия тождественности и повторяемости, которые служат субстратом в определении симметрии, являются ведущими понятиями в определении структурности вообще, как дискретно-качественного представления о мире, как антипода хаоса и безусловной составляющей всего живого /в том числе общественного/ - всего, что может быть организованно.

Та же идея повторяемости позволяет говорить нам о сложности структуры, как о структуре структур и т.п.

Даже самый запутанный лабиринт - пример структуры - состоит из чем-то подобных, повторяющих друг друга прямолинейных или дугообразных участков, поворотов, перекрестков . Если же продолжить усложнять и разнообразить наш лабиринт, то мы тем самым выйдем за пределы понятия структуры в область хаоса. /Так, последовательное усложнение и канонизация административной службы неизбежно приводит к обратному эффекту - невозможности управлять/.

Хаос, конечно, не является абсолютной противоположностью структуры. Это, скорее, тенденция, процесс, состоящий в последовательном разрушении в чем-то схожих между собой элементов структуры.

Однако, если мы смогли показать на примере проектирования лабиринта, как из процесса углубления структуризации возникает хаос, то изображение схемы противоположного процесса - спонтанной структуризации хаоса - представляет определенную трудность, поскольку, казалось бы, "из ничего ничто не возникает". Тем не менее, процесс "возрождения из пепла" есть свойство природы /взять, хотя бы, процессы выхода из общественных кризисов/, но понимание его сущности отсутствует.

Наш читатель, наверное, уже догадался, в чем здесь дело: ведь достаточно просто реплицировать некоторое хаотическое состояние, чтобы получилось подобие структуры.

Так например, для того, чтобы выйти из состояния стагнации реструктурированной глубоким кризисом экономики, достаточно возобновить зачаточные формы производства, что само по себе создает новые хозяйственные структуры и т.п.

Отметим еще, что понятие повторяемости, используемое нами в описании дискретно-качественной модели мира, имеет свой аналог -инерцию в непрерывно-количественной модели, а представление о структуре структур тесно коррелирует с понятием высших производных, характеризующих неравномерность движения. Действительно, инерционность некоего процесса означает его качественную определенность в отношении множества сопутствующих ему процессов, что позволяет говорить об их структурированности, а моменты ускорения или торможения процессов приводят к усложнению структур. Так, различие скоростей протекания общественных процессов влечет за собой многоук-ладность экономики и т.п.

Другим моментом красивости, наряду с квазисимметрией, выступает простота. Ведь хаос не станет красивее, будучи симметрично удвоенным. Хотя простых явлений в природе не существует, но можно создать упрощенные модели и таким образом провести исследование на более простых, доступных пониманию уровнях. Это прежде всего касается формулирования объективных законов. Действительно, простота формулировки есть конечное звено длиннейшей цепочки последовательного аналитического абстрагирования. Так, закон инерции предельно прост, но человечество шло к этой абстракции без малого 2000 лет (считая со времени написания Аристотелевой "Физики"), а для формулировки простейшего, так называемого, 2-го закона (о том, что ускорение пропорционально силе) Ньютону потребовалось предварительно разработать сложную теорию дифференциального исчисления.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...