Тень и черепаха
Проблемы философии общества / Методы теоретического исследования в срезе социальных проблем / Тень и черепаха
Страница 2

Но и это не все. Формальное описание ситуации действенно лишь в условиях грубой определенности понятий. Действительно, в нашем примере "белое" было воспринято на интуитивном уровне. Однако известно, что белое есть синтез семи цветов радуги. Но ели какой-либо цвет отсутствует или более ярок, чем другие - это белое? Известно также, что аддитивные цвета /исходящий от солнца цвет/ синтезируют белый цвет иначе, чем это делают субтрактивные и т.д. до бесконечности.

Чтобы нагляднее продемонстрировать, о чем идет речь, приведем еще примеры из математики.

Всем известно, что два плюс два равно четырем. Действительно, если Вы к двум карандашам добавите еще два, то получите ровно четыре -ни больше, ни меньше. Если же карандаши склеить своими торцами, то в результате сложения будем иметь только один карандаш. Если, далее, Вы в емкость с двумя кубометрами воздуха закачаете еще два кубометра, то всего станет два кубометра воздуха - ни больше, ни меньше.

Причина парадокса кроется в том, что математическая формула есть тождественное само себе понятие, "всегда истинное" потому, что всегда найдется такая реальность, которая адекватно моделируется этой формулой, что, однако, не означает противное - что любая ситуация может быть адекватно смоделирована таким образом.

Приведем еще один вариант примера "абсолютной истины". Известно, что такую геометрическую фигуру, как квадрат, можно вполне идентифицировать длиной его стороны, так что если мы к квадрату со стороной 2 прибавим квадрат с такой же стороной 2, то получим квадрат со стороной ., равной не 4, но квадратному корню из 8, или 2.83 . и т.д.

Итак, формальная логика не является моделью мышления. Напротив, как одна из форм мыслительного процесса, она может служить моделью для той или иной предметной области. С другой стороны, если пытаться подобрать модели для той или иной области мыслительной деятельности, то это должно быть нечто противоположное мышлению, то есть объективное: простые счеты, вычислительная машина, даже восковой отпечаток .

Любая логика моделирует свой объект лишь поверхностно, грубо, частично. Отсюда ясно, что каждый правильный логический вывод есть, в известной мере, заблуждение, которое может быть снято парадоксальным образом. Так, принцип ограниченности скорости движения (предельная фиксированная скорость света), противоречит идее бесконечности материи, беспредельности мира, а, так называемый, "парадокс времени" противоречит принципу временного единства мира и т.д. (Оба примера взяты из частной теории относительности Эйнштейна).

Таковы возможности и пределы формально-логического метода.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...

Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся деятель международного социа ...