1. Эволюция мировоззрения Белинского
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев / 1. Эволюция мировоззрения Белинского
Страница 1

В. Г. Белинский родился в г. Свеаборге (ныне г. Суоменлинна, Финляндия) в семье флотского врача. Детство его прошло в г. Чембаре (ныне Белинский) Пензенской губернии. В 1829-1832 гг. учился в Московском университете на словесном отделении философского факультета. Написанная им антикрепостническая драма "Дмитрий Калинин" (1830) была запрещена к публикации Московским цензурным комитетом. В 1833 г. Белинский сблизился с Н. В. Станкевичем и участниками его философского кружка (К. С. Аксаковым, И. П. Клюшниковым, А. П. Ефремовым, Я. М. Неверовым и др.), к которому позднее присоединились новые члены: М. А. Бакунин, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, М. Н. Катков и др. Либеральные члены кружка Станкевича полагали, что разрыв между народом и образованным обществом можно преодолеть путем распространения просвещения. Вера в просвещение как необходимое условие изменения общественного устройства в России, интерес к философии сближали его с членами этого кружка. Однако Белинский был левее Станкевича и его единомышленников.

В 1834-1836 гг. он стал ведущим критиком в изданиях Н. И. Надеждина "Телескоп" и "Молва". В 1834 г. было опубликовано первое крупное литературно-критическое сочинение Белинского "Литературные мечтания. Элегия в прозе", принесшее ему широкую известность. В этой работе, находясь под влиянием философии Шеллинга, критик апеллировал к "вечной идее" как основе нравственности, считал "всеобщую любовь" главным условием установления справедливых отношений между людьми. В "Литературных мечтаниях" прозвучал и его страстный призыв к деятельности "для блага ближнего, родины, для пользы человечества".

В 1836 г. Белинский изучал философию Фихте. Позже в письме к Бакунину он писал: "Ты сообщил мне фихтеанский взгляд на жизнь - я уцепился за него с энергиею, с фанатизмом ." Хотя увлечение Фихте было непродолжительным, однако в мировоззрении Белинского "фихтеанизм" оставил заметный след: он называл Фихте "пророком гуманизма", "жрецом любви и вечной правды".

В 1836 г. за публикацию "Философического письма" П. Я. Чаадаева журнал "Телескоп" был закрыт, и Белинский, лишившись работы, оказался в трудном материальном положении, более года не печатался. Только в начале 1838 г., став фактическим руководителем журнала "Московский наблюдатель", он возобновил свою публицистическую деятельность.

После отъезда Станкевича в 1837 г. за границу его философский кружок возглавили Бакунин и Белинский. Члены кружка занялись изучением философской системы Гегеля. Под влиянием гегелевской философии Белинский одно время (1837-1839) стоял на позициях "примирения" с действительностью. Он писал; "Вся надежда России на просвещение, а не на перевороты, не на революции и не на конституции . Гражданская свобода должна быть плодом внутренней свободы каждого индивида, составляющего народ, а внутренняя свобода приобретается сознанием. И таким-то прекрасным путем достигнет свободы наша Россия".

Образ мысли Белинского периода "примирения" особенно наглядно отражен в статье о сочинении Ф. Глинки "Очерки Бородинского сражения" (1839), в которой уделено большое внимание проблеме взаимоотношения человека и общества. Человек, говорится в этой статье, есть частное и случайное по своей личности, но общее и необходимое по духу, выражением которого служит его личность. Объективный мир враждебен человеку, но по отношению к его духу как проблеску бесконечного и общего этот мир, "мир его не-я", является родным ему миром. Чтобы быть действительным человеком, а не призраком, индивид должен быть "частным выражением общего", или "конечным проявлением бесконечного". Он должен отрешиться от субъективности своей личности, признав ее ложью и призраком, "должен смириться перед мировым, общим, признав только его истиною и действительностию". Вслед за Гегелем он утверждал, что государство есть "высший момент общественной жизни и ее высшая и единая разумная форма".

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...