Здесь мы намерены воспользоваться известным открытием, сделанным в области квантовой механики и принадлежащим Гейзенбергу -"принципом неопределенности" - в качестве метода познания.
Суть его заключается в том, что попытка детального описания одного из взаимосвязанных явлений препятствует однозначному определению другого явления.
Так, если мы сосредоточим свое внимание на количестве шарфов и шляп, которые можно было бы купить на одни и те же деньги, то труд, затраченный на их изготовление, будет представлен неопределенно-средней абстракцией.
Если же мы сосредоточим внимание на природе конкретного труда по изготовлению товаров разного вида, то деньги представляются чем-то неопределенно-индифферентным в отношении товарного разнообразия, а сам товар выступает как неопределенная средняя потребность человека вообще.
Эффект неопределенности находит свое явное выражение в процессе классификации. Действительно, когда Вы классифицируете некие явления, предметы или свойства по избранному Вами признаку, то все остальные различительные признаки отождествляются между собой и таким образом игнорируются.
Поясним сказанное на примере определения исторического места социализма как политико-экономической формации:
-социализм возник на субстрате неразвитого капитализма с вкраплениями крепостнических отношений в эпоху всемирного технического прогресса;
-с одной стороны, он прервал развитие зачатков буржуазных отношений, с другой - полностью разрушил экономическую (помещичью) и политическую (сословно-фискальную) структуру остатков крепостничества;
-крепостнические отношения, будучи разрушенными по форме, сохранились в новом обличье: в виде колхозов (прототип барщины) и "социалистических предприятий" (обязательный труд, обязательная прописка по месту жительства, заводская или административно-районная собственность на жилище и др.);
-был модифицирован рынок потребительских товаров в пользу их частичного распределения. Одновременно был ликвидирован рынок средств производства (рынок труда, земли, материалов, орудий производства и др.);
-была трансформирована система сословий (по, так называемому, признаку социального происхождения). Чиновничья каста была трансформирована в партийную номенклатуру и т.д.
Сознательно концентрируя свое внимание на конкретных функциях политико-экономической системы, мы, тем самым, проявили безразличие к политическому режиму неопределенного государства. Для устранения односторонности примем к рассмотрению конкретную страну социализма - Советский Союз - и сосредоточим теперь внимание на определении его государственного устройства.
При этом мы констатируем такие особенности государственности, как:
-имперскую централизацию;
-восточную деспотию;
-авторитарность и т.д.
Что отождествляет категории политической экономии и политического режима, так это вопросы государственного использования, помимо полукрепостнического, также рабского труда - а именно в концентрационных и уголовных лагерях, армейских строительных батальонах и пр. В остальном анализ политического режима, как мы видим, по необходимости игнорирует экономическую дифференциацию.
Итак, метод неопределенности позволяет при углубленном изучении предмета игнорировать временно ненужные особенности и в то же время напоминает об их существовании.
Смотрите также
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...