Метод сопоставления
Проблемы философии общества / Методы теоретического исследования в срезе социальных проблем / Метод сопоставления

Метод сопоставления имеет две формы: аналоговую и гомологовую.

Аналогия, как известно, есть перенос идей из одной области знаний в другую, особенно в тех случаях, когда отсутствуют имманентные данной науке понятия. Возможность и продуктивность аналогий базируется на идее единства мира и инвариантности его процессов.

Так например, обсуждая общественные процессы, мы пользуемся понятием силы, определенным физикой, а когда говорим о политической борьбе, привносим сюда представления о спортивной игре и т.д.

Напротив, когда мы, изучив разделение функций у общественных животных, переносим сформировавшиеся представления на человеческое общество, то не выходим за рамки естественной лаборатории социального анализа, созданной самой природой.

Перенос идей в существенно схожих ситуациях называют гомологией.

В обоих случаях нечто вполне очевидное и изученное переносится в область темную и сложную.

Так медицина изучает физиологию и психологию человека на . собаках и крысах, а наука о запахах пользуется понятиями зрительного, вкусового и тактильного восприятия и т.д.

В плане представлений о социуме метод сопоставлений является одним из ведущих и постоянно используется в настоящей работе.

Смотрите также

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...