Что служит субстратом любой системы знаний, любой теории? Это описание стабильных явлений, стабильных отношений, не нашедших объяснения в пределах этой теории. Для того чтобы нечто можно было рассматривать как начало (оно же граница) некой теории, следует задаться вопросом: "Объяснимо ли это нечто в пределах этой теории?"
Так например, электронная структура атома служит главным основанием химической науки и одновременно является ее пределом, за которым начинается иная наука - физика, а одним из начал биологии являются теоретические результаты, полученные другой "смежной" наукой - биохимией. Медицина, в свою очередь, опирается на биологию, химию и т.д.
Таким же образом методам социологии не доступны ее основания, полученные психологией (политизированные черты характера), физиологией (принцип спонтанной активности), биологией (теория видов), кибернетикой (теория моделирования), математикой (теория статистики) и др.
С другой стороны, как ни странно, начала науки не есть для нее нечто исходное. В известном смысле, наука развивается не от простого к сложному, как принято считать, но, напротив, она идет по пути вскрытия своих начал. Каждый новый шаг в науке по необходимости возвращает ее к уточнению старого и разведке новых начал, разрушению старых границ и возведению новых.
Например, экономическая наука от случайных формул, зиждущихся на коэффициентах и процентных соотношениях, перешла к качественно новому основанию - системе понятий математического моделирования.
А между тем, политология замкнулась на идеях борьбы естественных и искусственных законов и прочих внутрисистемных понятиях, как будто ей не требуется искать опору вовне.
Когда же теория, не сознавая своих границ, представляется всеобъемлюще завершенной, она умирает как процесс (или замирает на время, чтобы возродиться в новом качестве).
Таковой была алхимия со своей идеей "философского камня", поздним отголоском которой, между прочим, была идея "теплорода".
Таковыми были физика в эпоху конструирования "вечного двигателя", математика - в плане поиска решения "пятого постулата" Евклида и т.п.
Таковой остается социология, пока она путает произвол юридически закрепленных прав с фатальным действием общественных законов.
Смотрите также
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...