"Жизненная сила" и всемирный разум
Проблемы философии общества / Социальная онтология начала и пределы / "Жизненная сила" и всемирный разум
Страница 1

Никто никогда не видел, чтобы нечто живое возникло из неживого: будь то животные, растения, бактерии или "атомы жизни" - дезо-кси-рибонуклеиновая кислота.

Поэтому первое, что напрашивается для объяснения феномена жизни (это болезненное желание обывателя объяснить все и вся непременно и несмотря ни на что!) должно быть чем-то таким, чему жизнь присуща как таковая. Таким образом должно было возникнуть представление об особой жизненной (витальной) силе.

Обычно "жизненная сила" представляется в виде потусторонней, колдовской субстанции или в материализованной форме - в виде "поля", "излучения" и др.

Понятие потусторонности вытекает из представления о существовании сил природы двух видов - подвластных человеку и не подвластных ему. Возникновение жизни, как мы сказали, не подвластно человеку.

В свою очередь, неподвластные человеку силы подразделяются на естественные (например, внутренние силы Земли, влекущие землетрясения и т.п.) и антропоморфные, или "потусторонние" (имеющие волю и разум как моменты своей организации, но не имеющие "плоти").

Поскольку естественная наука не дает ответа на поставленные вопросы, эта ниша знаний заполнена паранаучными представлениями. Напротив, философский подход к проблеме не только позволяет отделить известное от домыслов, но в ряде случаев демонстрирует, что мы знаем несколько больше о предмете, чем думаем.

Для философски-научного приближения к пониманию жизни, неотрывному от понимания ее происхождения, следует использовать, как мы думаем, понятия структурированности и неструктурированности (хаоса) как двух сторон единого целого.

Представление о неструктурированной материи дает однородное стационарное физическое поле - нечто наподобие водной глади. Структуру имеет все телесное: атомы и песчинки, молекула: и кристаллы, жидкости и твердые тела, живая клетка и живое общество .

Исходя из этих представлений, следует сделать вывод, что живое, как нечто структурированное, рядоположно неживому и в этом смысле не может возникнуть из неживого. Обе формы возникают из третьей -неструктурированной. Ясно также, что явление жизни, как структуры, относительно, то есть должен существовать такой элементный уровень структуры, на котором противопоставление живого неживому утрачивает смысл.

И действительно понятие жизни лишается своего смысла уже на нетелесном - атомарном уровне рассмотрения живого существа. На этом уровне вообще отсутствует понятие тела: как живого, так и неживого.

Живое не только не может возникнуть из неживого, но не может непосредственно превратиться в неживое. Действительно, умершее тело остается органическим телом, т.е. более не функционирующим живым телом. Своей органической природы оно лишается впоследствии (или не лишается, как например, мощи или охлажденное тело и т.п.) путем распада органических молекул на атомы, то есть - переходя в нетелесную субстанцию.

С другой стороны, понятие жизни умаляется также космическими масштабами, ввиду относительной ничтожности последней, краткосрочности ее существования и др.

Все же мы не можем сказать, как возникает живое и что есть жизнь (теоретический метод не позволяет решить эту проблему), и даже не можем отрицать необходимость существования особых (может быть просто непознанных) причин ее возникновения и поддержания. Поэтому сконцентрируем наши дальнейшие усилия на проблеме структуризации, как таковой.

В механизмах структуризации, наряду со случайностью и произволом природы, удается вычленить естественные правила, закономерности и фундаментальные законы. Этой группе законов (искусственно оторванной бытующим мнением от деструктивных законов) соответствует укоренившаяся в философии идея "всемирного разума". (Термин "всемирный разум" носит антропоморфный характер лишь номинально,

являясь, по сути, понятием объективным - моментом природы вещей).

Все живое и неживое усложняется, развивается, деградирует и воспроизводится по законам всемирного разума. По этим законам (известным или еще неизвестным) бактерии трансформируются в водоросли, рыбы - в земноводных, первобытное общество - в цивилизованное и т.д. По этим законам птицы вьют гнезда, а креветки строятся в свои фаланги, пчелы лепят соты, моллюск конструирует ажурную раковину, зародыш газели формирует сложнейший и красивейший организм .

Отметим, что в определении активного начала важно оттолкнуться от определенной "системы отсчета", без чего это понятие теряет всякий смысл. Так например, если субъектом действий признавать не саму птицу, а исходить из целостного представления о жизни, где птица -один из ее моментов, - то правильным будет сказать, что гнезда самовозникают посредством птиц и т.д.

Так, с точки зрения человека-субъекта именно он конструирует некое изделие, а с позиции целостности жизни (учитывая то, что сам человек - творение природы) это изделие самовозникает по законам всеобщего разума, будучи опосредствовано конкретным индивидом.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...