"Жизненная сила" и всемирный разум
Проблемы философии общества / Социальная онтология начала и пределы / "Жизненная сила" и всемирный разум
Страница 2

Человек может мысленно проследить за функционированием различных физиологических систем своего организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.) и даже оказать на них то или иное неестественное воздействие, тем не менее, он не является субъектом творения и функционирования собственного организма. Можно сказать, что человек мыслит всем своим организмом, и мозг - лишь специализированная часть мыслительной системы, а воля есть проявление неосознанной биологической необходимости. Когда же человек задумает некоторую конструкцию (например, проект здания), то считает только себя самого субъектом действия, начисто забывая, что сам он является моментом жизни.

Из сказанного ясно, что изменение и репликация общественных отношений есть проявление всеобщего разума, но не является результатом взаимодействия людей, как субъектов действия, тем более действий отдельных личностей. Так что, в смысле своего возникновения и функционирования общественные отношения подобны человеческому организму. Они функционируют не так, как придуманные и изготовленные человеком механические часы, но подобно самому организму человека, возникшему и существующему без посредства человеческой воли и человеческого разума.

Так журавли вьют свои гнезда, казалось бы, каждый сам по себе, но в треугольную стаю их собирает породившая их природа и т.п.

Здесь следует понять простую, но противоречащую повседневной жизни, вещь: общественные отношения по своему понятию относятся к целой популяции (муравьям, пчелам, людям .), но не к отдельным индивидам.

Как только Вы во главу угла поставите индивидуума, так сейчас же понятие общественных отношений лишается всякого смысла. Если же Вы рассматриваете общественные отношения, как видовую особенность человека, так сразу становятся очевидными объективность, естественность, непосредственность исторического процесса. (Обратите внимание на способ использования вышеизложенного метода неопределенности).

Рассмотрим с этих позиций понятие сознания, как проявление всемирного разума в своем индивидуальном развитии.

Как известно, сознание имеет два структурных уровня: подсознание и самосознание. Они разнятся, как неконтролируемая и самоконтролируемая части нервной деятельности, как продуцирующее, изобретающее и направляющее-ограничивающее начала.

Путем накопления знаний, самосознание может, например, направить и активизировать изобретательное подсознание, но, увы, не способно привить ему само свойство изобретательности.

Трудность, тем не менее, заключается не в том, чтобы именно подсознание и самосознание представить в качестве структурных уровней всемирного разума, но в том, чтобы понять посюсторонность скрытого феномена подсознания, присущего, так или иначе, не только человеку, но и иным животным.

Напротив, самосознание является исключительно человеческим атрибутом, позволяющим представлять самого себя независимым, свободно мыслящим, произвольно действующим, то есть наделенным индивидуальностью субъектом действия.

Физиологическая, а значит естественная, закономерная, всемирно-разумная, природа самосознания не вызывает сомнения у современных психологов и физиологов, хотя многое остается не выясненным до конца.

Вообще, каким образом самосознание придает человеку ощущение индивидуальности? Вместо ответа на этот вопрос (что невозможно сделать средствами философии) проанализируем понятие индивидуальности, как структуры.

Индивидуальность личности, мы думаем, может быть представлена иерархией следующих уровней:

-конституциональная индивидуальность (рост, вес, фигура, формула крови и др.);

-информационная индивидуальность (набор приобретенных навыков и накопленных знаний, как моментов самосознания);

-репродуктивная индивидуальность (семейное положение конкретной личности);

-социальная индивидуальность (положение в обществе, круг друзей и врагов, зависимых лиц, род деятельности, общественно признанная за личностью собственность и др.) и т.п.

Мы видим, что понятие индивидуальности может быть шире области ее непосредственного восприятия, так что не только самосознание, как одна из сторон индивидуальности, но и индивидуальность в целом суть явления всемирного разума.

Итак, мы показали, что "жизненная сила" есть одно из названий, одно из проявлений всемирного разума - понятия, отражающего структурообразующее начало живой и неживой природы.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Глобальные проблемы современности
...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...