Бытие сознания
Проблемы философии общества / Социальная онтология начала и пределы / Бытие сознания
Страница 2

Сказанное, между прочим, объясняет, почему Советский Союз и Западная Германия, имевшие после II Мировой войны сходный научно-технический потенциал, но разный социальный статус, так и остались на разных ступенях общественного развития, а в то же время Восточная Германия, военно-политическое воздействие на которую было оказано разом и повсеместно, исключительно быстро сменила общественный статус, причем, сделала это дважды: сначала - в направлении социализма, затем - в сторону капитализма.

Другой причиной легкости этих метаморфоз было "граничное" состояние общественных отношений в Германии, а именно, буржуазно-феодальных, что еще раз подтверждает нашу мысль о том, что к социальным преобразованиям должно быть готово все общество, а не отдельные его представители.

Рассмотрим еще один пример диссонанс бытия и сознания. Когда мы противопоставляем цивилизованного человека дикарю - это сравнение по интеллекту и по поведению. Но когда мы сопоставляем общественные домены (государства, княжества и пр.), граждане которых находятся на одном интеллектуальном уровне, то обнаружим, тем не менее, существенные различия в шаблоне поведения /политический строй, экономические отношения, правила морали, религиозный статус и т.д./.

Таковы разновидности, значение и место сознания в жизни людей -быстро меняющегося и необъяснимо инертного, в равной мере ведомого и ведущего (как притча о первичности яйца или курицы) и т.п.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...