Трудно сравнить сознание первобытного человека и человека цивилизованного - настолько они разнятся, хотя физиологически они тождественны. В то же время, физиологически различные формы сознания насекомых и животных других видов, в том числе человека, следует считать функционально однотипными, ибо любые формы сознания представляют, так или иначе, синтез спонтанной активности, отражательной способности и механизма регулирования действий. Поэтому правильно говорить об особом сознании муравьев, сознании пчел, сознании голубей, сознании волков, сознании людей .
Следует отметить, что существуют два вида сознания: функциональное- присущее всем живым существам, имеющим нервную систему, и познавательное - присущее только (или преимущественно) человеку. Функциональное сознание отличается от познавательного отсутствием понятийного аппарата. Так например, собака способна дифференцировать словесные команды человека (реагируя сообразно цели), но не способна генерировать сами понятия, а функциональное сознание пчелы начисто лишено понятийной структуры.
Напротив, функциональное сознание человека, при известном сходстве с сознанием остального животного мира, действующее в, так называемой, подсознательной области, неотделимо в своей актуализации от понятийного представления (подобно тому, как магнитный стержень неотделим от магнитного поля).
Объектами функционального сознания служат конкретные разрозненные жизненные ситуации, тогда как объектами познавательного, понятийно-образующего сознания служат связи между явлениями и т.п. Функциональное сознание обеспечивает определенные навыки, сноровку и др. Познавательное же сознание есть инструмент формирования образов и логических структур.
Это противопоставление носит относительный характер. Филогенетически функциональное сознание человека первично по отношению к познавательному сознанию, но онтогенетически, напротив, познавательное сознание само продуцирует вторичные формы функционального сознания.
Поэтому профессиональное сознание ближе к функциональному, а общественное сознание человека (в отличие от сознания общественных животных: насекомых, креветок, птиц и пр.) смещено к познавательному типу.
Мы знаем, что общественное сознание крестьянина одно, торговца - другое, артиста - третье, политика - иное и т.д.
Другими словами, общественное сознание связано с общественным бытием. Но означает ли это, что "общественное бытие определяет общественное сознание"?
Трудность здесь состоит в том, что понятие общественного бытия уже включает в себя понятие общественного сознания, так что одно не может быть причиной другого.
Так например, если иметь в виду исторический процесс формирования крестьянского быта, то общественное сознание крестьянина является атрибутивной составляющей этого процесса. Если же некоего горожанина переместить в деревню - в среду иного общественного сознания, то его исходное мнение об обществе может претерпеть изменение, но может и остаться в первоначальном виде. При этом, функциональное сознание, связанное с практической деятельностью, способно быстрее приспособится к новым условиям, чем общественно-познавательное.
Вопреки сказанному, экономическое сознание цыган, религиозное сознание евреев и т.п. не меняются на протяжении тысячелетий, несмотря на изменения социальной обстановки. Это означает, что проблема не решена.
Инертность, противодействующая быстрому, "разумному" изменению отношения к самому себе, определяется не столько инертностью индивидуального мышления, индивидуального мироощущения, сколько инертностью человеческих взаимоотношений, поскольку сознание и мироощущение каждого зависят от моральной оценки со стороны всего общества.
Смотрите также
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...