Познание и активность
Проблемы философии общества / Социальная онтология начала и пределы / Познание и активность

Зададимся вопросом: "Какова функция познания в активности субъекта, самопроизвольности его действий?"

Трудность вопроса состоит в том, что обычно кажется, будто именно знание является неким активным началом, выступая в роли информационного источника, ставящего вопросы и объясняющего "куда стремиться", "что делать" и "как действовать", тогда как животные, напротив, "знают", что делать безо всяких знаний.

Прежде всего, мы думаем, здесь следует различать причину (источник) активности и средства активизации. Так, причина движения паровоза - это горение угля в топке, а средства движения - паровой котел, механизм передачи и колеса. Но, с тем же успехом, можно сказать, что причиной движения служит энергия нагретого пара и т.д., то есть имеет место условность в поисках первопричины. Поэтому важно правильно определить очередность расположения звеньев единой цепи, в которой каждое предыдущее звено относится к последующему, как причина к следствию.

Начнем с того, что активность входит в человека вместе с пищей (а не с новыми знаниями). Голодающий, как известно, становится ко всему безучастным.

Тогда для человека мы получим, в общем, известную последовательность: пища - эмоции-чувства - познание - действие - пища.

Мы видим, что наша модель жизни представлена замкнутой направленной цепью. Отсюда и возникает соблазн любое звено цепи представить в качестве первопричины жизненной активности. Интересно попутно отметить, что замкнутая цепь должна состоять более чем из двух звеньев, чтобы на ней могло быть определено направление. На двухзвенной цепи может быть определен только режим колебания.

Поэтому, между прочим, вопрос о том, что первично: курица или яйцо, - не может иметь смыслового ответа уже потому, что в его постановке заложена вышеназванная логическая ошибка.

Процесс познания, как звено причинной цепи, инициируется комплексом чувств, а объект познания представлен многообразием природы, так что модель жизни подобна не одной цепи, а, скорее, разветвленной сети замкнутых и незамкнутых цепей. Более того, поскольку неисчислимое множество жизненных факторов не позволяет создать близкую к реальности модель в виде замкнутых цепей, то "источник активности" зачастую оказывается вне конкретно-ограниченного набора известных признаков. С этих позиций человек представляется, скорее, в виде пассивного орудия провидения и случая, чем в виде спонтанно-активного начала.

Так, волей индивидов определяются их поступки, но не волей людей создается их история.

Таким образом, познание есть одновременно следствие и один из преходящих источников активности в сложной сети сосуществования активных и пассивных начал.

Смотрите также

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...