Зададимся вопросом: "Какова функция познания в активности субъекта, самопроизвольности его действий?"
Трудность вопроса состоит в том, что обычно кажется, будто именно знание является неким активным началом, выступая в роли информационного источника, ставящего вопросы и объясняющего "куда стремиться", "что делать" и "как действовать", тогда как животные, напротив, "знают", что делать безо всяких знаний. https://indivi-dom.ru каркасные дома москва и московская область.
Прежде всего, мы думаем, здесь следует различать причину (источник) активности и средства активизации. Так, причина движения паровоза - это горение угля в топке, а средства движения - паровой котел, механизм передачи и колеса. Но, с тем же успехом, можно сказать, что причиной движения служит энергия нагретого пара и т.д., то есть имеет место условность в поисках первопричины. Поэтому важно правильно определить очередность расположения звеньев единой цепи, в которой каждое предыдущее звено относится к последующему, как причина к следствию.
Начнем с того, что активность входит в человека вместе с пищей (а не с новыми знаниями). Голодающий, как известно, становится ко всему безучастным.
Тогда для человека мы получим, в общем, известную последовательность: пища - эмоции-чувства - познание - действие - пища.
Мы видим, что наша модель жизни представлена замкнутой направленной цепью. Отсюда и возникает соблазн любое звено цепи представить в качестве первопричины жизненной активности. Интересно попутно отметить, что замкнутая цепь должна состоять более чем из двух звеньев, чтобы на ней могло быть определено направление. На двухзвенной цепи может быть определен только режим колебания.
Поэтому, между прочим, вопрос о том, что первично: курица или яйцо, - не может иметь смыслового ответа уже потому, что в его постановке заложена вышеназванная логическая ошибка.
Процесс познания, как звено причинной цепи, инициируется комплексом чувств, а объект познания представлен многообразием природы, так что модель жизни подобна не одной цепи, а, скорее, разветвленной сети замкнутых и незамкнутых цепей. Более того, поскольку неисчислимое множество жизненных факторов не позволяет создать близкую к реальности модель в виде замкнутых цепей, то "источник активности" зачастую оказывается вне конкретно-ограниченного набора известных признаков. С этих позиций человек представляется, скорее, в виде пассивного орудия провидения и случая, чем в виде спонтанно-активного начала.
Так, волей индивидов определяются их поступки, но не волей людей создается их история.
Таким образом, познание есть одновременно следствие и один из преходящих источников активности в сложной сети сосуществования активных и пассивных начал.
Смотрите также
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...