Миропонимание петрашевцев формировалось во многом под влиянием идей французских просветителей-материалистов XVIII в. (Дидро, Гольбаха, Гельвеция), философов нового времени (Декарта, Спинозы и др.), социалистических учений Запада, особенно Фурье. Большую роль в становлении их философских взглядов сыграли сочинение Л. Фейербаха "Сущность христианства", статьи Белинского и Герцена.
Идеологи радикального крыла петрашевцев стремились заявить о себе как мыслителях просветительского направления, идущих в ногу со временем: апеллировали к разуму, науке, философии, отстаивали права человека, идеи социализма и социальной справедливости. Петрашевский, Спешнее и их единомышленники были противниками немецкой идеалистической метафизики, сторонниками тесной связи философии с естествознанием.
Философские взгляды петрашевцев отражены в "Карманном словаре иностранных слов .", показаниях следственной комиссии ("Дело петрашевцев". В трех томах), письмах, записках, набросках речей. В краткой обобщенной форме они изложены в таких теоретических статьях "Карманного словаря .", как "Материализм", "Мистицизм", "Натуральное право", "Натуральная философия", "Неология", "Неоплатонизм", "Номиналисты", "Новаторство", "Окказионализм", "Онтология" и др. Мистицизму и идеалистической метафизике авторы словаря противопоставляют свои философские воззрения, близкие по сути антропологическому материализму Фейербаха. Мистические направления (неоплатонизм, каббала, гностицизм и др.) они характеризуют как "величайшее заблуждение . более всего препятствующее успехам человеческого ума".
В воззрениях на природу Петрашевский и его единомышленники (Н. А. Спешнев, Н. С. Кашкин, Ф. Г. Толь и др.) высказывали материалистические идеи, развивая основные положения французского материализма XVIII в.: принцип детерминизма, познаваемость мира, подчиненность всех явлений природы определенным законам.
Распространенным среди петрашевцев-материалистов был взгляд на философию как на средство "познания природы человека", как на способ "определить природу человека и судьбы человечества". Для человека, считали они, "как для существа разумного, как обладающего сознанием законов природы, в мироздании нет ничего неподчинимого, нет ничего <сверхъестественного>, такого, чего бы не заключалось в его природе и из нее не развивалось: он сам для себя и микрокосм и макрокосм".
Этим объясняется наличие у людей потребностей и интересов, свойственных им от природы, которые обусловливают существующие связи между людьми в обществе и способствуют развитию человеческого индивида. При этом Петрашевский и его сторонники акцентировали внимание на деятельной стороне "природы человека", связывали ее с удовлетворением потребностей, особо выделяя потребность человека в труде и стремление к "полному, совершенному и гармоническому развитию его способностей".
Во взаимодействии с природой, окружающей средой человек, по Петрашевскому, использует "способность ассимиляции", свое "социальное стремление - стремление к усовершенствованию быта общественного", которое и "движет общественное развитие". Вопрос о природе человеческих потребностей специально рассматривал Ф. Л. Ястржембский в докладе, посвященном проблемам политической экономии.
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства,
одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены
В. С. Соловьевым. Созданная и ...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...