4. Круг философских интересов петрашевцев
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев / 4. Круг философских интересов петрашевцев
Страница 2

Миропонимание петрашевцев формировалось во многом под влиянием идей французских просветителей-материалистов XVIII в. (Дидро, Гольбаха, Гельвеция), философов нового времени (Декарта, Спинозы и др.), социалистических учений Запада, особенно Фурье. Большую роль в становлении их философских взглядов сыграли сочинение Л. Фейербаха "Сущность христианства", статьи Белинского и Герцена.

Идеологи радикального крыла петрашевцев стремились заявить о себе как мыслителях просветительского направления, идущих в ногу со временем: апеллировали к разуму, науке, философии, отстаивали права человека, идеи социализма и социальной справедливости. Петрашевский, Спешнее и их единомышленники были противниками немецкой идеалистической метафизики, сторонниками тесной связи философии с естествознанием.

Философские взгляды петрашевцев отражены в "Карманном словаре иностранных слов .", показаниях следственной комиссии ("Дело петрашевцев". В трех томах), письмах, записках, набросках речей. В краткой обобщенной форме они изложены в таких теоретических статьях "Карманного словаря .", как "Материализм", "Мистицизм", "Натуральное право", "Натуральная философия", "Неология", "Неоплатонизм", "Номиналисты", "Новаторство", "Окказионализм", "Онтология" и др. Мистицизму и идеалистической метафизике авторы словаря противопоставляют свои философские воззрения, близкие по сути антропологическому материализму Фейербаха. Мистические направления (неоплатонизм, каббала, гностицизм и др.) они характеризуют как "величайшее заблуждение . более всего препятствующее успехам человеческого ума".

В воззрениях на природу Петрашевский и его единомышленники (Н. А. Спешнев, Н. С. Кашкин, Ф. Г. Толь и др.) высказывали материалистические идеи, развивая основные положения французского материализма XVIII в.: принцип детерминизма, познаваемость мира, подчиненность всех явлений природы определенным законам.

Распространенным среди петрашевцев-материалистов был взгляд на философию как на средство "познания природы человека", как на способ "определить природу человека и судьбы человечества". Для человека, считали они, "как для существа разумного, как обладающего сознанием законов природы, в мироздании нет ничего неподчинимого, нет ничего <сверхъестественного>, такого, чего бы не заключалось в его природе и из нее не развивалось: он сам для себя и микрокосм и макрокосм".

Этим объясняется наличие у людей потребностей и интересов, свойственных им от природы, которые обусловливают существующие связи между людьми в обществе и способствуют развитию человеческого индивида. При этом Петрашевский и его сторонники акцентировали внимание на деятельной стороне "природы человека", связывали ее с удовлетворением потребностей, особо выделяя потребность человека в труде и стремление к "полному, совершенному и гармоническому развитию его способностей".

Во взаимодействии с природой, окружающей средой человек, по Петрашевскому, использует "способность ассимиляции", свое "социальное стремление - стремление к усовершенствованию быта общественного", которое и "движет общественное развитие". Вопрос о природе человеческих потребностей специально рассматривал Ф. Л. Ястржембский в докладе, посвященном проблемам политической экономии.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...