Абстрактный подход к трактовке человека критиковал в "набросках речей" Петрашевский, противопоставляя свое понимание человека концепциям некоторых французских философов. Человека, по его словам, следует рассматривать "не в отвлечении", но "таким, как он есть в действительности". О своем несогласии с абстрактной трактовкой человека писал Спешнее: "Разве я . так уж тождествен человечеству или "человеку"? Разве все человечество - во мне и разве "человек" настолько полно заключен во мне, что человек начинается мною и кончается мною и что мой самый причудливый каприз является волей "человека", следовательно - мировым законом"? Наряду с критикой подобного идеалистического понимания человека Спешнее указывал также на ограниченность антропологического учения Фейербаха.
В произведениях петрашевцев заметны стремление к преодолению консервативных взглядов, попытки дать теоретическое обоснование идее развития. Этим во многом объясняются их интерес к таким темам и понятиям, как неология, новация, новатор, новаторство, убежденность "в абсолютной необходимости неологий и нововведений всякого рода для развития общественного". В "Карманном словаре иностранных слов ." авторы приводят ряд примеров социальных нововведений прогрессивной направленности: ассоциация, индустрия, солидарность, социализм, цивилизация и т. д. С их точки зрения, примером смелого новаторства "могут служить системы Овена, Сен-Симона, Фурье .". В качестве примера "новаторства истинно социального" они называли реформы Петра I.
Петрашевцы были убеждены, что нормальное гармоническое развитие человеческого индивида возможно лишь в обществе, которое может обеспечить его материальные и духовные потребности. Отсюда понятны их увлечение вопросами организации производства, развития промышленности, образования и науки, особый интерес к учению Фурье, желание пробудить социальную активность народных масс. " .Человека, - писал Петрашевский, - м[ожно] б[удет] почесть тогда только пользующимся действительною свободою, когда для него не только будет возможно развитие полное и гармоническое всех потребностей его природы, но само такое развитие б[удет] действительно".
Установление социальных порядков, отвечающих "природе человека" и его назначению, петрашевцы связывали с идеей социализма, наиболее разработанной, с их точки зрения, в учении Фурье. Герцен А. И. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 10. С. 343. Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953. С. 389. Филос произв. петрашевцев. С. 146. Там же. С. 656. Там же. С. 320. Там же. С. 152. Там же. С. 423. См.: Дело петрашевцев: В 3 т. М; Л., 1941. Т. 2. С. 201-211. Филос. . произведения петрашевцев. С. 391. Там же. С. 497. Там же. С. 216. Там же. С. 248. Там же. С. 395.
Смотрите также
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...