Крестьянский вопрос в Советском Союзе
Проблемы философии общества / Политическая экономия / Крестьянский вопрос в Советском Союзе
Страница 1

Царская Россия и возникшее на ее месте социалистическое государство имели, как известно, многообразные формы общественного уклада в разных регионах обширной страны. Наша тема посвящена анализу политико-экономической сущности колхозного строя на европейской части территории России, в Белоруссии и на Украине.

Для выяснения преемственности общественных укладов мы вынуждены начать исследование с характеристики дореволюционной после-реформенной (1861г.) деревни, которой, как известно, были присущи следующие основные черты:

-прекращение крепостной зависимости крестьян от помещиков; -наличие помещичьих земель, обрабатываемых наемными крестьянами;

-наличие сельских общин. Вся земля, закрепленная за общиной (и за которую она продолжала выплачивать выкуп) была поделена между членами общины и перераспределялась в связи с изменением численности семей. При этом кроилось общее поле - так называемая, чересполосица. Произвольный выход из общины был искусственно затруднен;

-появление свободной сельской буржуазии - кулацких хозяйств на отрубах и хуторах (в основном после столыпинских реформ);

-сельское население значительно превышало по численности горожан и поэтому кормило и одевало, прежде всего, само себя.

В этих условиях вполне товарный характер был присущ, главным образом, помещичьим и кулацким хозяйствам.

В результате Великой Октябрьской революции 1917 г. была проведена полная национализация земли, в результате которой помещичьи земли перешли в общинное владение, а кулаки из собственников земли стали ее простыми владельцами (они не имели права продать или расширить свои владения). Это мероприятие подорвало личный интерес производителя и, таким образом, автоматически снизило товарность сельскохозяйственной продукции. Так прошла первая волна отката к феодальным отношениям, несмотря на экспроприацию помещиков.

Вторая волна отката - образование колхозов в 1928-1933гг. - была обусловлена необходимостью восстановления и повышения товарности хозяйств в условиях преимущественно крестьянской страны.

Колхозы характеризуются следующим:

-чересполосица была ликвидирована, крестьяне были лишены права частного владения землей, права владения продуктивным скотом и сельскохозяйственными механизмами, а также права свободно распоряжаться результатами своего труда;

-отработки на государственном поле по типу старой барщины, стали условием владения жизненно необходимым семейным подсобным хозяйством;

-закрепление крестьян за колхозом. Право "свободного" выхода из колхоза (без передачи крестьянину средств существования) появилось только в 70-е годы, после введения общей паспортной системы. Такое же положение сохраняется и по сегодняшний день;

-дифференциальная рента, связанная с различным плодородием земель и др., стала поступать в доход государства. Таким образом, колхозы не могли быть заинтересованы в сохранении и улучшении плодородия земли;

-из-за создания искусственных ценовых "ножниц" на орудия труда, продаваемые государством колхозам, и на продукты сельского хозяйства, покупаемые государством у колхозов, большинство колхозов становятся постоянными должниками государства, как это имело место в отношениях между помещиками и общинами в дореволюционный период.

Коллективное хозяйство носит государственно-товарный характер, обеспечивающий централизованный вывоз сельхозпродуктов как из пригородных зон, так из удаленных от города районов, откуда индивидуальный вывоз весьма затруднен отсутствующей инфраструктурой.

Если бросить беглый взгляд на вышесказанное, то напрашивается вывод о высокой степени справедливости в сельскохозяйственных отношениях, что неминуемо влечет спад производительности труда и, в конце концов, ведет к распаду производственных отношений. В этой связи наш читатель способен дать справедливую оценку тому чувству умиления, с которым теоретики социализма (в том числе Энгельс, Герцен, Чернышевский, Ленин) относились к сохранению общинного земледелия, как плацдарма исторического прогресса. Отсюда становится понятным, что истоки социалистических идей кроются в самих феодальных отношениях, являясь их отражением на философско-этичес-ком и экономико-этическом уровнях, и потому, вопреки распространенному мнению, носят суто реакционный характер.

Правильно будет утверждать, что возникновение и развитие социалистических учений есть явление отката к прошлому в общественной науке, как это имеет место и в реальной жизни.

После распада Советского Союза, то есть в наше время, повсеместно в России, Белоруссии, на Украине был сделан первый шаг к разрушению колхозно-крепостнической формы хозяйствования - создание первых фермерских хозяйств. Это еще не начало капитализации деревни, ибо "фермер" - не частный собственник земли, но ее владелец и, как таковой, сам закрепощен на ней, так как лишен права продать свою землю. Более того, невозможность увеличить свои владения путем свободной купли земли не способствует появлению у крестьянина интереса к развитию хозяйства.

Страницы: 1 2

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...