«Интенциональность» у Декарта
Классическая философия / Прояснение истоков возникающей в новое время противоположности между физикалистским объективизмом и трансцендентальным субъективизмом / «Интенциональность» у Декарта

Первые «Размышления», образующие фундамент всего остального, относились поэтому, собственно, к психологии, в качестве крайне значительного, но оставшегося совершенно не развитым момента которой следует выделить еще интенциональность, составляющую существо эгологической жизни. По-другому это называется «cogitatio», например, сознавание чего-либо познаваемого в опыте, мыслимого, чувствуемого, выступающего предметом воли и т. д.; ибо каждая cogitatio имеет свое cogitatum. Каждая в наиболее широком смысле есть некое более или менее определенное мнение [Vermeinen], и потому каждой свойствен какой-либо модус достоверности: обладать полной достоверностью, догадываться, считать вероятным, сомневаться и т. д. С ними связаны различия в подтвержденности [Bewahrung] и неподтвержденности [Entwahrung] и, соответственно, в истинности и ложности. Отсюда уже видно, что проблемный титул интенциональности заключает в себе, как неотъемлемые, проблемы рассудка или разума. Впрочем, о действительной постановке и обсуждении темы «интенциональность» речь не идет. С другой же стороны, все предполагаемое фундирование новой универсальной философии из ego может быть охарактеризовано и как «теория познания», т. е. теория того, как ego в интенциональности своего разума (посредством разумных актов) осуществляет объективное познание. У Декарта это, конечно же, означает: познание, метафизически трансцендирующее ego.

Смотрите также

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...