Декарт как исходный пункт двух линий развития: рационализма и эмпиризма
Классическая философия / Прояснение истоков возникающей в новое время противоположности между физикалистским объективизмом и трансцендентальным субъективизмом / Декарт как исходный пункт двух линий развития: рационализма и эмпиризма

Если мы последуем теперь по отходящим от Декарта линиям развития, то одна из них, «рационалистическая», через Мальбранша, Спинозу, Лейбница и вольфову школу ведет к Канту, т. е. к поворотному пункту. В ней энергично проявляется и развертывается в обширные системы дух нового рационализма, привитый Декартом. Здесь, таким образом, господствует убеждение в том, что методом «mos geometricus» может быть осуществлено абсолютно обоснованное, универсальное познание мира, мыслимого как трансцендентное «по-себе-бытие» [«An-sich»]. Именно против этого убеждения, против такого расширения новой науки, когда она проникает в «трансцендентное», а в конце концов, и против самого трансцендентного выступает английский эмпиризм,— хотя и он в значительной мере определен Декартом. Но эмпиризм представляет собой реакцию того же рода, что и реакция античного скептицизма на современные ему системы рациональной философии. Новый скептический эмпиризм начинается уже с Гоббса. Но для нас — в силу огромного влияния на последующую психологию и теорию познания — больший интерес представляет критика рассудка у Локка и ее ближайшее развитие у Беркли и Юма. Эта линия развития особенно важна потому, что она составляет существенный отрезок исторического пути, на котором психологически искаженный трансцендентализм Декарта (если нам теперь будет позволено так называть его оригинальный поворот к ego), развертывая свои следствия, старается пробиться к осознанию своей несостоятельности, а отсюда — к более подлинному трансцендентализму, в большей мере сознающему свой истинный смысл. Первым и исторически наиболее важным было здесь саморазоблачение эмпиристского психологизма (в его сенсуалистски-натуралистическом выражении), представлявшегося невыносимо абсурдным.

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...