Предварительное обсуждение абсурдности принципиального уравнивания души и тела как реальностей: указание на принципиальное различие между временностью, каузальностью и индивидуацией у природной вещи и
Классическая философия / Путь в феноменологическую трансцендентальную философию от психологии / Предварительное обсуждение абсурдности принципиального уравнивания души и тела как реальностей: указание на принципиальное различие между временностью, каузальностью и индивидуацией у природной вещи и
Страница 2

Далее,— если мы придерживаемся жизненного мира, дающего изначальное обоснование всякому бытийному смыслу,— принципиально другой смысл имеет и каузальность, все равно, идет ли речь о природной каузальности или о «каузальности» между душевным и душевным и между телесным и душевным. Тело, как то, что оно есть, как это определенное тело, есть в своей собственной сущности локализованный в пространстве-времени субстрат «каузальных» свойств. Таким образом, если мы отнимем каузальность, тело потеряет свой бытийный смысл как тело, его нельзя будет отождествить или различить как физическую индивидуальность. Но Я есть «это» Я и имеет свою индивидуальность в себе и из себя самого, а не из каузальности. Конечно, при посредстве живой телесности как телесности [durch die kOrperliche Leiblichkeit] оно обладает своим положением в телесном пространстве, которым оно, как несобственным, обязано своему живому телу как телу [seinem kOrperlichen Leib], и может быть различено каждым другим и, тем самым, вообще каждым. Но возможность быть различимым или идентифицируемым для каждого в пространство-временности со всей психофизической обусловленностью, которая при этом вступает в игру, совершенно ничего не прибавляет к его бытию как ens per se. В качестве такого сущего оно заранее содержит в себе свою единственность. Пространство и время не являются для него принципами индивидуации, оно не знает никакой природной каузальности, которая по своему смыслу неотделима от пространство-временности; оно действует как властвующее Я, и это властвование осуществляется непосредственно через его кинестезы как властвование в его живом теле, и лишь опосредованно (поскольку последнее есть также и просто тело) — как воздействие на другие тела.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...