Проблема абсолютности
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Многообразие свойств пространства и времени / Проблема абсолютности
Страница 2

IV. Абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного его места в другое, относительное - из относительного в относительном же. Так, на корабле, идущем под парусами, относительное место тела есть та часть корабля, в которой тело находится, например та часть трюма, которая заполнена телом и которая, следовательно, движется вместе с кораблем, Относительный покой есть пребывание тела в той же самой области корабля или в той же самой части его трюма.

Истинный покой есть пребывание тела в той же самой части того неподвижного пространства, в котором движется корабль со всем в нем находящимся. Таким образом, если бы Земля на самом деле покоилась, то тело, которое по отношению к кораблю находится в покое, двигалось бы в действительности с той абсолютной скоростью, с какой корабль идет относительно Земли. Если же и сама Земля движется, то истинное абсолютное движение тела найдется по истинному движению Земли в неподвижном пространстве и по относительным движениям корабля по отношению к Земле и тела по отношению к кораблю [Ньютон, 1936. С. 34-35].

Мы привели такую большую цитату из «Математических начал натуральной философии» Ньютона сознательно, ибо в ней отражена фактически вся суть ньютоновской концепции пространства и времени, на основе которой строилась физическая картина мира вплоть до конца XIX в., когда она подверглась ударам со стороны развивающейся электродинамики и была разрушена в начале XX столетия в процессе становления и развития теории относительности (специальной и общей) и квантовой механики. Очевидность, кажущаяся ясность и однозначность концепции Ньютона совместно с основными законами движения обеспечили длительное господство механицизма, несмотря на критику, которой он подвергался со стороны, например, Г. Лейбница, отстаивавшего континуальность пространства [Лейбниц, 1982].

Проблема абсолютности как проблема континуальности

Можно сказать, что проблема абсолютности свойств пространства и времени - это прежде всего проблема субстанциальности и реляционности свойств пространства и времени, по крайней мере, со времен противопоставления представлений о пространстве Демокрита, Эпикура, Лукреция («пустое» пространство, бесконечное вместилище вещей, «арена» движения тел) и Аристотеля (пустота существовать не может, ибо она - это нечто, имеющее величину, и одновременно ничто, бестелесное начало, ни на что не действующее и не подвергающееся воздействию, чего не может быть, потому что быть не может; отсюда делался вывод, что пространство - это совокупность мест, занимаемых телами). Атомисты рассматривали все сущее как совокупность бесконечного числа неизменных по форме и величине частиц - атомов, образующих при сцеплении друг с другом все многообразие тел природы. «Полное» и «пустое» - два неразрывно связанных понятия: атомы (абсолютно «полное») могут существовать и двигаться только в абсолютно «пустом» пространстве-вместилище. Аристотель же полагал, что случайные сочетания неизменных частиц не могут обусловить качественное своеобразие и целостность вещей, их специфические закономерности. Хотя материя и является субстратом вещей, но движущее, активное начало - это форма. Отрицание атомизма влекло за собой и отрицание пустого пространства [Симанов, Потемкин, 1990].

Кратко проанализируем эволюцию взглядов на континуальность пространства от античных атомистов и Аристотеля до Декарта и Ньютона, которая привела к возникновению первой (классической) научной модели структуры пространства. Нельзя сказать, что взгляды Аристотеля на пространство были сформулированы явным образом. Как отмечают А. Л. Симанов и В. К. Потемкин, реконструировать аристотелевские представления о пространстве можно, проследив, как он использует фундаментальное понятие «место». Прежде всего, необходимо отметить, что в своей книге «Физика» Аристотель отрицает атомистические тезисы о возможности существования бесконечности и пустоты [Аристотель, 1981б. II. 2. 115a]. Дискутируя с атомистами, он пытается сформулировать противоречия, к которым, как ему представляется, приводит допущение существования пустого пространства.

В пустоте, по мнению Аристотеля, «нет оснований двигаться сюда больше, сюда меньше: поскольку это пустота, в ней нет различий», поэтому нет и причин для движения. Относительно бесконечности он рассуждает таким образом: «Поскольку имеется [с точки зрения атомистов] бесконечность, не будет ни верха, ни низа, ни центра», следовательно, невозможно ни естественное, ни насильственное (по терминологии Аристотеля) движение, т. е. невозможно любое движение [Аристотель, 1981б. II. 2. 115а]. Имеется еще одно возражение против идеи существования бесконечного пустого пространства. По Аристотелю, движение происходит (после придания телу толчка) вследствие действия воздуха, окружающего движущееся тело. Кроме того, быстрота движения обратно пропорциональна сопротивлению. Следовательно, в пустоте либо скорость движения должна быть бесконечно большой, либо все тела будут иметь равную скорость. «Но это невозможно», - заявляет Аристотель и делает вывод, что пустого пространства не существует.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...