Проблема абсолютности
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Многообразие свойств пространства и времени / Проблема абсолютности
Страница 3

Объем пособия не позволяет привести подробное доказательство Аристотелем невозможности существования бесконечно большого пустого пространства, изотропного и однородного. Однако отметим, что аристотелевское пространство континуально, так как оно представляет собой совокупность всех мест, которые существуют объективно, и реальных объектов. Кроме того, сферический мир с фиксированным центром и существование естественных движений (вечных движений небесных тел по кругу и движений тел к состоянию покоя, которое соответствует каждому телу) и насильственных (движений, где конечное состояние не является естественным состоянием покоя тела и определяется самим движением), абсолютная заданность верха и низа (сферическая граница мира и его центр - Земля), «наполненность» мира в рамках этой границы, пространственная последовательная распределенность эфира, огня, воздуха, воды и земли как основных составляющих элементов мира указывают на пространство не только континуальное, но и неоднородное и анизотропное.

Вплоть до конца Средневековья и начала эпохи Возрождения в европейских философских системах закрепились (с некоторыми вариациями) аристотелевские представления о пространстве. Представления же о локальном пространстве были геометризированы и детально разработаны в системах древних геометров и механиков, прежде всего в геометрии Евклида. В Средние века представления о пространстве подчинялись эсхатологическим критериям. Пространство описывалось прежде всего религиозными и моральными характеристиками: низ - ад, верх - обитель Бога, восток - рай, запад - место светопреставления и страшного суда. Такие представления связаны с идеями божественного творения мира и создания пространства в акте этого творения, а также с идеей активной роли непространственной субстанции в генезисе пространства. Так, в XIII в.

сочинения Фомы Аквинского изменили направленность христианской теологии: отказавшись от идей Платона, претерпевших значительное изменение за прошедшее тысячелетие, религия нашла опору в философии Аристотеля, которая приобрела религиозный характер. То же произошло и с аристотелевской космологией. «Божественная комедиям» Данте дает нам наиболее развернутое и поэтизированное изложение христианской космологии, безраздельно господствовавшей вплоть до XV в. Однако в космологии Данте в равной степени смешиваются и религиозные библейские традиции, и натурфилософские традиции Аристотеля и неоплатоников.

В эпоху Возрождения происходит секуляризация представлений о пространстве: перевод его из «сотворенных» свойств мира в субстанциональные свойства. Появляется понятие абстрактного пространства, лишенного тел и креационистской теоцентрической системы отсчета. Оно представляется однородным и потому позволяющим наблюдателям создавать равноправные системы отсчета. В то же время развитие теологии привело к понятию бесконечности пространства, но бесконечность эта была отказом от протяженности пространства и его реальности. Реальность была приписана лишь непротяженным сущностям. Научная революция XVII в., подготовленная развитием культуры и науки в эпоху Возрождения, привела к тому, что абстрактное абсолютное пространство «наполняется» материальными процессами и телами, а соответствующее понятие включается в механистическую картину мира, формирование которой в явном виде началось с исследований Галилея. Но сами эти исследования были подготовлены философскими системами Ренессанса и постренессанса, образовавшимися из критики аристотелизма и классической теологии.

В механике Галилея движение предоставленного самому себе тела происходит по окружности (здесь имеют место отголоски аристотелев -ских представлений о естественном движении в подлунном мире), т. е. пространство является искривленным. Следующий шаг Галилея был связан с оправданием однородности пространства, выражаемой в равноправии действия законов механики в любой его точке. Говоря современным языком, поскольку физические законы инвариантны относительно систем отсчета, движущихся равномерно и прямолинейно, постольку пространство однородно. Для доказательства этого Галилей предлагает мысленный эксперимент: в движущемся корабле наблюдают за движением мелких животных, насекомых, рыб, за падением капель воды (движение равномерное и прямолинейное, без качки). Они оказываются точно такими же, как и в неподвижном корабле или на берегу, т. е. механические движения независимы от системы отсчета, следовательно, независимы от движения и соответствующие законы (см. дополнение А). Таким образом, искривленное пространство Галилея является однородным.

На основе разработки математической концепции неделимого и переноса ее в физику Галилей делает вывод о существовании пустого пространства:

Если мы разделим тело на конечное число частей, то, без сомнения, не сможем получить из них тела, которое занимало бы объем, превышающий первоначальный, без того, чтобы между частями не образовалось пустого пространства, то есть такого, которое не заполнено веществом данного тела, но если допустить предельное и крайнее разложение тела на лишенные величины и бесчисленные первичные составляющие, то можно представить себе такие составляющие растянутыми на огромное пространство путем включения не конечных пустых пространств, а только бесконечно многих пустот, лишенных величины [Галилей, 1948. С. 346].

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...