Маргинализация явлений
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Научный реализм в эпоху возрождения эфира / Маргинализация явлений
Страница 1

Современная физика элементарных частиц существенно отличается от физики элементарных частиц конца 50-х гг. По мнению Р. Дэвида, наступило время маргинализации явлений (the marginalisation of the phenomena) [Dawid, 2005]. В качестве основных признаков, характеризующих произошедшие изменения, он рассматривает следующие:

физика элементарных частиц потеряла свою прямую связь с техническим прогрессом (физику интересуют явления, происходящие в ускорителях, время «жизни» которых настолько мало, что полностью исключает их возможное технологическое использование в обозримом будущем);

явления, находящие объяснения в рамках физики элементарных частиц, являются значимыми исключительно в контексте конкретных теорий (релевантность наблюдаемых предсказаний, например, стандартной модели, полностью зависит относительно подтверждения или опровержения теории, а не относительно самой их наблюдаемости - такова плата за сложность расшифровки зарегистрированного явления);

стремительно увеличиваются технологические трудности воспроизводства явлений, анализируемых физикой элементарных частиц (для проверки работы теории на новых масштабах требуются большие затраты, поэтому такие теории, как теория великого объединения или теория струн, сосредоточены на теоретическом анализе их предсказаний на таких масштабах, которые сейчас кажутся полностью недостижимыми для экспериментирования);

неограниченно возрастает уровень абстрактности и сложности соответствующих теорий (теории развиваются в полной независимости от необходимости выдвижения возможных эмпирически наблюдаемых следствий);

эксперимент перестает быть основной движущей силой научного прогресса (раньше эксперимент вел науку к новым открытиям: дефект массы, нарушение симметрии и пр. - явления, которые были открыты экспериментально и лишь потом нашли теоретическое объяснение, после возникновения стандартной модели в 60-х и осознания важности симметрии физика сначала стала предсказывать явление теоретически и лишь затем пытаться его обнаружить - так были обнаружены W- и Z-бозоны, подтверждены гипотезы конфайнмента и элементарности леп-тонов, эксперименту отводится роль проверки уже существующей теории) [Dawid, 2005. Р. 2-3].

Большинство приведенных особенностей «маргинализации явлений» в современной физике элементарных частиц, конечно, можно отметить и в других областях фундаментального естествознания: фундаментальной биологии и теории эволюции, космологии, геологии и пр., даже несмотря на то, что относительно последнего пункта можно привести обратный пример. Представление о пентакварковом состоянии бозонов возникло именно на основании анализа данных эксперимента и не было ожидаемой проверкой теоретического результата [Sutton, 2003в]. В предыдущих работах мы давали философско-методологическую интерпретацию этого интересного последнего крупного открытия в физике элементарных час-тиц1 [Головко, 2005 а].

Заслуга Дэвида состоит в том, что ему удалось раскрыть содержание понятия «маргинализация явлений» как основного понятия, на наш взгляд, характеризующего «иронический» (Дж. Хорган) тип современной фундаментальной науки, в частности, проявляющийся в следующем: а) «разрыв» фундаментального естествознания с техническим прогрессом; б) увеличение технологических трудностей воспроизводства анализируемых фундаментальной наукой явлений; в) прекращение интерпретации эксперимента в роли основной движущей силы научного прогресса. Вот три составляющие, которые сыграют существенную роль в будущем понимании сути развития научного знания. По нашему мнению, дальнейшая интерпретация, например, прогресса научного знания без учета «маргинализации явлений» будет неадекватной, однако другой платформы, кроме реализма, позволяющей адекватно (в контексте развития научного знания) говорить о «маргинализации», попросту не существует.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...