Предисловие
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Примечания / Предисловие

1 В данном пособии мы будем использовать термин «реалистский» для обозначения позиции, соответствующей научному реализму (например, И. Ниинилуото). Понятие «реализм», вне всякого сомнения, является одним из самых нагруженных в смысловом отношении понятий в области философии. Отдавая отчет в том, что русская транскрипция понятия «realistic» может зависеть от контекста, мы полагаем, что использование, например, прилагательного «реалистический» в нашем случае было бы недостаточно адекватным. То же можно сказать относительно понятия «эмпирицизм». Эмпиризм как направление в философии формируется вместе с бэконовской или локковской интенцией полагать эмпирические (чувственные) данные единственным источником знания. Современный эмпирицизм (например, Б. ван Фраассена) в основном сосредоточен на обсуждении гносеологической составляющей проблемы интерпретации теоретических объектов теории.

Количество нюансов, которые могут возникать при переводе соответствующих понятий, безгранично. В частности, термины «эпистемиче-ский» и «эпистемологический» нельзя считать эквивалентными, последний традиционно связан с проблемой определения знания, анализом «третьего условия» и т. д., а первый, например, может отражать представление о гносеологическом статусе научной теории. Отметим, что в данном случае мы не имеем в виду традиционные проблемы перевода, например, таких терминов, как «вера» (belief), «воспринимающий субъект» (individual) или «подкрепление» (warrant) - этих «кошмаров переводчика». С позиции литературного редактора ряд транскрипций этих и многих других терминов звучат «не по-русски», многие коннотации исторически ангажированы, заняты, однако, на наш взгляд, мы имеем право говорить о знании как об «обоснованной истинной вере», никак не намекая на веру религиозную (faith). Любые попытки заменить термин «вера», например, на термин «убеждение» могут привести к самым плачевным последствиям.

Смотрите также

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...