3. Антропологическая философия П. Л. Лаврова
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философия народничества / 3. Антропологическая философия П. Л. Лаврова
Страница 5

Исходя из тезиса, согласно которому исторический прогресс не является безличным, Лавров полагал, что какая-нибудь национальность может и должна лучше других стать представителем этого прогресса. Мыслитель не исключал того, что и русский народ, став во главе "славянского племени", способен внести вклад в мировую историю. Но русские могут сыграть историческую роль, если вполне преодолеют то наследие своего полуазиатского прошлого, которое противоречит общечеловеческому прогрессу, и разовьют начала, которые ему соответствуют. Апеллируя к общечеловеческим началам, к науке, к идее личности, осуждая славянофильско-почвеннические идеи исключительности русского народа, продолжая тем самым дело Просвещения, Лавров тем не менее отдал также дань нереалистическим, народническо-романтическим иллюзиям, поскольку отказался признать прогрессивным пореформенное развитие России по капиталистическому пути.

Войдя в историю России в первую очередь как выдающийся деятель освободительного и революционно-народнического движения, Лавров в отличие от многих участников этого движения был энциклопедически образованным человеком, теоретиком, моралистом, настоящим философом. Его философская мысль - одна из заметных страниц отечественной философии.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...