3. Антропологическая философия П. Л. Лаврова
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философия народничества / 3. Антропологическая философия П. Л. Лаврова
Страница 4

В сфере собственно политической философии взгляды Лаврова представляли некую промежуточную позицию между анархизмом, аполитичностью Бакунина, и представлениями Ткачева о сильном централизованном государстве как орудии построения социалистического общества. Лавров считал, что после революции должны сохраниться только элементы государственности.

Философия истории. Если у Бакунина философско-историческая проблематика была частью социологии в широком смысле этого слова, то Лавров, сконцентрировавшись сначала именно на философии истории, со временем разграничил эти дисциплины. Он считал, что философия истории изучает историю как процесс во всей ее цельности, законы перехода от одних неповторяющихся социальных явлений к другим, смысл истории и закон прогресса как единственный закон группировки событий человеком; предметом же социологии являются только социальные законы, которые действуют всегда и везде, - лишь неизменное, повторяющееся в истории, а именно формы солидарности людей, - условие ее скрепления и ослабления.

В чем состоит закон прогресса как главный закон истории? В "Исторических письмах" Лавров свел его к формуле физического, умственного и нравственного развития критически мыслящей личности, воплощенного в справедливых общественных формах.

Учение Лаврова о критически мыслящей личности противостоит религиозным представлениям о том, что мысли и чувства человека определяются действием провидения, идеалистически-метафизическим идеям личности как органа абсолютного духа, а также материалистическим теориям, ставившим развитие человека в полную зависимость от окружающей среды и объективных обстоятельств. Просвещенная, цивилизованная, критически мыслящая личность с ее научным знанием и нравственным убеждением о справедливости выступала в глазах Лаврова источником истории и ее главной движущей силой. Личность прилагает к истории свою "субъективную оценку", располагает исторические факты в той перспективе, в которой они содействовали или противодействовали ее нравственному идеалу. В этом смысле субъективный метод в философии истории Лаврова выступал как способ оценки исторических фактов по степени их важности, с точки зрения критически мыслящей личности.

Хотя в принципе Лавров не был склонен к радикальным изменениям своих теоретических построений, "формула прогресса" конца 60-х гг. оказалась в числе тех обобщений, которые ему пришлось со временем пересмотреть. В дополнениях к "Историческим письмам", написанным в 1881 г., Лавров существенно скорректировал эту формулу, подчеркнув, что прогресс состоит в росте общественного сознания, который ведет к усилению и расширению социальной солидарности. Обновленные представления об историческом прогрессе он увязал также с экономическим фактором, процессом производства, обмена и распределения богатств. Но при всех изменениях в духе объективизма, которые внес Лавров в первоначальную версию своей философии истории, она осталась антропоцентрической, покоящейся главным образом на этико-субъективном методе.

Одной из "сквозных" философско-исторических тем, которыми Лавров занимался на протяжении всей своей жизни, была тема соотношения культуры и цивилизации. Культуру Лавров понимал в изначальном смысле как все то, что не является природой. Первоначально человек выделился из ряда прочих "культурных животных". Поэтому культура - это "зоологический", консервативный элемент в его жизни. Со временем она перерастает в цивилизацию, носящую уже общественный характер. Этот процесс перерастания осуществляется посредством прогрессивного элемента - критической мысли. Общество стоит выше в своей цивилизации, если в ней более развит элемент мысли.

Лавров - один из первых русских мыслителей, в поле зрения которых оказалась новая для того времени национальная проблема и которые предложили свои рецепты ее решения. Выдвинутую им концепцию наций и межнациональных отношений можно свести к таким положениям: национальность - это доисторическое начало, продукт скорее природы, нежели истории; по своей сути она не является фактором прогресса, но в некоторых случаях может стать таковым; национальное государство только тогда заслуживает поддержки, когда оно способствует социальному прогрессу; прогрессивная нация имеет право на выделение из менее прогрессивного государства, она же имеет право на подавление менее прогрессивных национальностей (точнее, отдельных их классов); национальный подход является вторичным по отношению к социалистическому принципу.

Относительно самостоятельное место в общей философии истории Лаврова заняла его философия истории славян и соответственно философия русской истории как учение о закономерностях развития русского народа, русской нации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Две особенности русского марксизма
...