4. "Реальное мировоззрение" П. Н. Ткачева
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философия народничества / 4. "Реальное мировоззрение" П. Н. Ткачева
Страница 1

Петр Никитич Ткачев (1844-1886) родился в селе Сивцево в том же Великолуцком уезде Псковской губернии, откуда был родом Лавров. Поступив в 1861 г. на юридический факультет Петербургского университета, он уже в октябре этого года был арестован на два месяца за участие в студенческих беспорядках. В дальнейшем он находился в заключении по подозрению в неблагонадежности в ноябре 1862 - феврале 1863 г., ноябре 1864 - феврале 1865 г. и после покушения Каракозова на царя - в 1866 г.

Связав свою судьбу с революционным подпольем, Ткачев сразу оказался на крайне левом фланге тогдашнего революционного движения: во второй половине 60-х гг. он близок к каракозовцам, в 1868 г. стал соратником Нечаева, в 70-х гг. сделался идеологом заговорщически-бланкистского направления и террористической тактики борьбы.

Конечно, портрет Ткачева-шестидесятника нельзя писать одной краской, в которой превалируют мрачные тона из-за его контактов с отдельными деятелями, олицетворявшими неприглядную сторону российского освободительного движения. Ткачев - автор многочисленных публицистических работ в социально-политической, социологической, юридической, политико-экономической, литературно-критической областях. Дебютировал Ткачев в почвенническом журнале братьев Достоевских "Время", затем несколько лет сотрудничал в журнале "Библиотека для чтения" либерала П. Д. Боборыкина. Но одним из выдающихся публицистов Ткачев стал во время работы в журнале "Русское слово", в котором фактически заменил попавшего в тюрьму Д. И. Писарева, а затем в журнале "Дело", продолжателя закрытого в 1866 г. "Русского слова". В 1868 г., сдав экстерном экзамены за университетский курс, он защитил диссертацию на степень кандидата права по теме "О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних". Ткачев - один из немногих обладавших ученой степенью, кто связал свою судьбу не с наукой, а с революционным движением.

Пребывая под надзором полиции на родине, в Великих Луках, Ткачев установил связи с первой тогда собственно народнической организацией "чайковцев" и с их помощью бежал в декабре 1873 г. за границу. Некоторое время Ткачев сотрудничал в журнале "Вперед!", редактором которого был Лавров, но, разойдясь с ним по программным вопросам, вместе с группой польских эмигрантов начал издавать в 1875 г. журнал "Набат" якобинско-бланкистского направления (сначала в Женеве, потом в Лондоне). В 1878 г. Ткачев переезжает в Париж, где сближается с французскими бланкистами, сотрудничает в их газете "Ni Dieu, ni maître" ("Ни Бога, ни властелина"). В 1880 г. возник было проект присоединения Ткачева к "Народной воле", но исполком народовольцев от сотрудничества с ним отказался и революционная деятельность русского бланкиста фактически закончилась. В конце 1882 г. он сошел с ума и вскоре умер в Париже от заболевания мозга.

Как никто другой из крупных идеологов народничества Ткачев выразил характерную для всего народнического движения тенденцию к умалению роли философии в их теориях. В сфере философии Ткачев - публицист, его работы на эту тему представляют собой прежде всего острую, буквально обличительную критику идеалистической философии. В социально-политических, социологических, юридических, политико-экономических, литературно-критических статьях Ткачева есть также ясно выраженные философские мотивы и идеи, которые, будучи реконструированными и обобщенными, дают возможность выявить основные черты его политической и социальной философии.

Социальная и политическая философия. В рамках народнической парадигмы ярко выраженной специфичностью отличается трактовка Ткачевым философских вопросов государства, социализма и национальности.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...