4. "Реальное мировоззрение" П. Н. Ткачева
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философия народничества / 4. "Реальное мировоззрение" П. Н. Ткачева
Страница 4

Ткачев явился создателем первой в России концепции "экономического материализма", возникшей и развивавшейся под влиянием материалистического понимания истории Маркса, а также английской политико-экономической литературы. "Гипотезу экономического объяснения социальных явлений" Ткачев выражал в самой разной форме. Так, он считал, что все явления политического, нравственного и интеллектуального мира в конечном счете сводятся к явлениям "экономического мира" и "экономической структуре" общества ("как выражался Маркс", замечал при этом Ткачев); "господствующая философия, религия и наука есть не более не менее как зеркало, в котором с математической точностью отражаются и повторяются экономические потребности данного времени и народа", и т. д. И все же базовой в концепции Ткачева является идея личности как главного деятеля исторического процесса, что сближало ее с концепциями Лаврова и Михайловского. Правда, если у Лаврова и Михайловского преобладали идеализм и субъективизм, то у Ткачева, как и у Бакунина, в теоретической социологии больше объективизма и экономического материализма, субъективистский элемент здесь менее заметен. Но и ткачевизм не выходит за рамки общенароднической этико-социологической субъективной школы, что обусловлено приматом антропоцентризма во всех разновидностях народнического мировоззрения.

Взгляды Ткачева на философию нередко выражались в очень резкой форме. В философии он усматривал род социального паразитизма, что выражалось в определениях: "безысходный лабиринт философии", "непроницаемые дебри философского леса", "необъятные кучи философского мусора" и т. п. Единственно приемлемой философской концепцией Ткачев признавал философию как совокупность научных познаний о природе, "так называемую философию природы (или науку о природе)". Под нею он понимал в первую очередь механистическое объяснение как неорганической, так и органической природы, хотя ряд явлений и законов органического мира описывал в терминах "философии биологии" Г. Спенсера.

Хотя Ткачев претендовал на научный характер своих представлений об умственной деятельности человека, от действительной научности в этой сфере он был очень далек. Достаточно сказать, что он видел лишь количественные различия между обыденным и научным сознанием. Нравившийся Ткачеву тезис просветительской философии XVIII в. о том, что между умом Сократа и умом пустой светской модницы-кокетки нет ни малейшей качественной разницы, говорит о существенной ограниченности его гносеологической концепции.

В целом философские воззрения Ткачева - это разновидность миропонимания, близкого к естественно-научному материализму и материалистически толкуемому позитивизму.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...