5. Н. К. Михайловский: философия личности и общества
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философия народничества / 5. Н. К. Михайловский: философия личности и общества
Страница 1

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) родился в г. Мещовске Калужской губернии, в бедной дворянско-чиновничьей семье. Учился в Петербургском институте горных инженеров, откуда был исключен в 1863 г. за участие в студенческих волнениях. Печататься начал в 1860 г. В 1869 г. был приглашен Некрасовым в "Отечественные записки", где работал до закрытия журнала в 1884 г., причем с 1877 г. - редактором. В "Отечественных записках" Михайловский стал выдающимся публицистом, "властителем дум" тогдашней радикальной молодежи. После закрытия журнала лишь с 1893 г., после перехода в журнал "Русское богатство", Михайловскому удалось восстановить свою влиятельную публицистическую трибуну.

Будучи по преимуществу легальным публицистом-критиком, Михайловский тем не менее поддерживал контакты с революционными народническими кругами: с конца 70-х гг. - с народовольцами, участвуя в их органе "Народная воля", в конце жизни - с эсерами.

Философия - не самая сильная сторона творчества Михайловского, что отражает общий факт снижения значимости философии в народническом движении по сравнению с предшествующим ему просветительским движением 40-60-х гг. XIX в. В этой сфере Михайловский - по большей части популяризатор; себя он называл профаном в философии. Но в данном случае идеолог народничества был излишне скромен. Он высоко ценил значение теории, ориентировался на "прочный теоретический базис" и предостерегал, что "нырять" в омут практических вопросов без такого базиса - значит оказывать народу медвежью услугу. Михайловский не писал специальных философских работ, подобных обобщающим трудам Лаврова, но в крупных его статьях почти всегда есть своеобразные философские введения и "отступления", в которых просматривается весьма четкая концепция.

Внутреннюю логику философского мышления Михайловского предопределяют его методологические и ценностные установки. Считая вопрос о методе основным вопросом науки, он взял на вооружение двойной объективно-субъективный метод изучения и оценки действительности. Объективный метод применяется там, где природа явлений допускает проверку всего исследования; им руководствуются естествоиспытатели, которые не должны вводить в свое исследование субъективный момент. Обществоведы же не могут ограничиться познанием (объективным исследованием), они во имя осуществления своих идеалов должны давать оправдание этим идеалам и ради этого оценивать со своей нравственной точки зрения изучаемые явления. Субъективный метод, считал Михайловский, не противоречит общеобязательным формам мышления - индукции и дедукции - и противополагается только объективному методу.

Задачу всей своей жизни Михайловский определил так: "Безбоязненно смотреть в глаза действительности и ее отражению в правде-истине, правде объективной, и в то же время охранять и правду-справедливость, правду субъективную ." В этом афоризме весь Михайловский - и публицист, и философ, "вооруженный" своей двойственной объективно-субъективной методологией.

Сущность, предмет и задачи философии. Как и другие идеологи народничества, Михайловский в первую очередь - противник супранатурализма и метафизики, т. е. учений о "всем мире", о безусловной сущности, лежащей за пределами опыта и наблюдения, будь то материя, гегелевская саморазвивающаяся идея, дух или гартмановское "бессознательное". Философия решает вопрос о началах "мироразумения", "объединяет правду представлений не только о сущем", но и о "долженствующем быть". В этом своем качестве она демонстрирует и свою недостаточность, поскольку объединяет все только в мысли, но не в жизни, не сообщает религиозной преданности идее, которая бы побуждала к практическому действию в известном направлении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...