Общественный идеал Достоевского отличался известным консерватизмом: писатель был монархистом, защитником православно-христианских ценностей и одновременно принципиальным критиком католичества и протестантизма, противником западного социализма и либерализма. Однако реакционером в точном смысле слова Достоевский не был, наглядным свидетельством чему была критика его "справа" К. Н. Леонтьевым в брошюре "Наши новые христиане ." (1882). Она была вызвана несогласием с трактовкой христианского идеала Достоевским. "Розовое", "сентиментальное" христианство Леонтьев усматривал в идее "всемирной любви" как выражении сути русского народного идеала, о чем говорил в "пушкинской" речи Достоевский. Леонтьев как сторонник "византизма", суровой и аскетической версии православия, считал, что носителем христианской истины в "Братьях Карамазовых" должен был быть не старец Зосима, а "отшельник и строгий постник" Ферапонт, изображенный писателем без всякого сочувствия.
Достоевский, веривший во "всемирную отзывчивость" русского человека и считавший ее символом гений Пушкина, настаивал именно на "всечеловечности" русского национального идеала и пояснял, что в нем не заключено никакой враждебности Западу: " .стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было не только законно и разумно, в основании своем, но и народно, совпадало вполне с стремлениями духа народного".
Сформулированная Достоевским русская идея оказалась настоящим идейным завещанием мыслителя. Он писал незадолго до своей "пушкинской речи": " .если национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение, то, значит, вся наша выгода в том, чтобы всем, прекратив все раздоры . стать поскорее русскими и национальными. Все спасение наше лишь в том, чтоб не спорить заранее о том, как осуществится эта идея и в какой форме, в вашей или в нашей, а в том, чтоб из кабинета всем вместе перейти прямо к делу".
Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на духовную атмосферу XX в., на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм), и особенно на русскую философскую культуру, передав ей не какую-то систему идей, а то, что Г. В. Флоровский назвал "раздвижением и углублением самого метафизического опыта".
В советское время философия Достоевского была в течение длительного времени главным образом объектом критики. Ее всестороннее изучение возобновилось в 60-е гг., причем вначале со ссылкой на авторитет западных деятелей культуры, высоко ценивших талант Достоевского (Т. Манн, А. Жид, А. Эйнштейн, Ж. П. Сартр и др.). В последующие годы достоевсковедение достигло значительных успехов, чему способствовало, в частности, издание Полного собрания сочинений Достоевского в 30 томах (1972-1990) и ряда крупных монографий о нем (Ю. Г. Кудрявцев, Ю. И. Селезнев, В. В. Кожинов и др.). Большая литература о Достоевском существует на всех европейских и многих восточных языках. См.: Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 108- 111. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 15. С. 83. Там же. Т. 21. С. 16. Там же. Т. 28, кн. 1. С. 176. См.: Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 300. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 30, кн. 1. С. 315. См.: Зеньковский В. В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 277-278. См.: Бестужев-Рюмин К. Н. Теория культурно-исторических типов // Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Спб., 1995. С. 435. См. также: Галактионов А. А. Органическая теория как методология социологической концепции Н. Я. Данилевского в книге "Россия и Европа" // Там же. С. V-XXXII. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 35. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 131. Там же. Т. 25. С. 20.
Смотрите также
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...