3. Нравственная философия. Идеалы и ценности
История русской философии / Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого / Миросозерцание Ф. М. Достоевского / 3. Нравственная философия. Идеалы и ценности
Страница 4

Общественный идеал Достоевского отличался известным консерватизмом: писатель был монархистом, защитником православно-христианских ценностей и одновременно принципиальным критиком католичества и протестантизма, противником западного социализма и либерализма. Однако реакционером в точном смысле слова Достоевский не был, наглядным свидетельством чему была критика его "справа" К. Н. Леонтьевым в брошюре "Наши новые христиане ." (1882). Она была вызвана несогласием с трактовкой христианского идеала Достоевским. "Розовое", "сентиментальное" христианство Леонтьев усматривал в идее "всемирной любви" как выражении сути русского народного идеала, о чем говорил в "пушкинской" речи Достоевский. Леонтьев как сторонник "византизма", суровой и аскетической версии православия, считал, что носителем христианской истины в "Братьях Карамазовых" должен был быть не старец Зосима, а "отшельник и строгий постник" Ферапонт, изображенный писателем без всякого сочувствия.

Достоевский, веривший во "всемирную отзывчивость" русского человека и считавший ее символом гений Пушкина, настаивал именно на "всечеловечности" русского национального идеала и пояснял, что в нем не заключено никакой враждебности Западу: " .стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было не только законно и разумно, в основании своем, но и народно, совпадало вполне с стремлениями духа народного".

Сформулированная Достоевским русская идея оказалась настоящим идейным завещанием мыслителя. Он писал незадолго до своей "пушкинской речи": " .если национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение, то, значит, вся наша выгода в том, чтобы всем, прекратив все раздоры . стать поскорее русскими и национальными. Все спасение наше лишь в том, чтоб не спорить заранее о том, как осуществится эта идея и в какой форме, в вашей или в нашей, а в том, чтоб из кабинета всем вместе перейти прямо к делу".

Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на духовную атмосферу XX в., на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм), и особенно на русскую философскую культуру, передав ей не какую-то систему идей, а то, что Г. В. Флоровский назвал "раздвижением и углублением самого метафизического опыта".

В советское время философия Достоевского была в течение длительного времени главным образом объектом критики. Ее всестороннее изучение возобновилось в 60-е гг., причем вначале со ссылкой на авторитет западных деятелей культуры, высоко ценивших талант Достоевского (Т. Манн, А. Жид, А. Эйнштейн, Ж. П. Сартр и др.). В последующие годы достоевсковедение достигло значительных успехов, чему способствовало, в частности, издание Полного собрания сочинений Достоевского в 30 томах (1972-1990) и ряда крупных монографий о нем (Ю. Г. Кудрявцев, Ю. И. Селезнев, В. В. Кожинов и др.). Большая литература о Достоевском существует на всех европейских и многих восточных языках. См.: Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 108- 111. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 15. С. 83. Там же. Т. 21. С. 16. Там же. Т. 28, кн. 1. С. 176. См.: Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 300. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 30, кн. 1. С. 315. См.: Зеньковский В. В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 277-278. См.: Бестужев-Рюмин К. Н. Теория культурно-исторических типов // Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Спб., 1995. С. 435. См. также: Галактионов А. А. Органическая теория как методология социологической концепции Н. Я. Данилевского в книге "Россия и Европа" // Там же. С. V-XXXII. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 35. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 131. Там же. Т. 25. С. 20.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Глобальные проблемы современности
...