5. Казанская духовная академия
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в духовных академиях / 5. Казанская духовная академия
Страница 1

Среди всех русских духовных академий Казанская академия была самой молодой и создана лишь в 1842 г. Первым профессором философии был ученик Ф. А. Голубинского И. А. Смирнов-Платонов. В дальнейшем преподавательский состав академии также формировался из магистров Московской академии - это были последовательно друг друга сменявшие Н. Соколов, А. И. Лилов, М. И. Митропольский, В. А. Снегирев, К. В. Мысовский, А. К. Волков.

Характерной особенностью академии было особое внимание к кафедре гомилетики, занимавшейся вопросами проповеднической деятельности, так как пребывание в среде мусульманского обитания требовало от научных учебных заведений ориентации на миссионерство. Именно в этой связи Казанский университет и академия стали научными центрами российского востоковедения.

Одним из видных представителей духовного академического философствования в Казани был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868). Выпускник Московской академии, он был оставлен при ней в качестве бакалавра философии, но с принятием монашества переведен в Санкт-Петербургскую академию, затем был ректором Орловской и Могилевской семинарий, настоятелем казанского Зилантовач монастыря, а в 1835-1859 гг. - профессором Казанского университета и находившейся при академии Казанской семинарии.

Особую известность архимандрит Гавриил получил как первый историк русской философии (История философии. Казань, 1839- 1840. Ч. I-VI). Помимо этой фундаментальной для того времени работы он написал "Философию правды" (1843), "Основания опытной психологии" (1858). История философии понималась Гавриилом как "наука, излагающая достопримечательные умозрения о естестве существ и правильно определяющая как заслуги философов, так равно их заблуждения и недостатки, дабы путем учения достигнуть мудрости". Мыслитель был убежден в том, что чистые теории идеализма, оторванные от опыта, как и эмпирическое философствование обращены на ложные результаты. Истина возможна только при сочетании этих противоположных полюсов в высшем начале. Последняя часть "Истории философии" была посвящена русской философии, которая в своем основании содержит "рационализм, соображаемый с опытом", проверяемый Откровением, так как русский ум "покорился уму беспредельному". Делателями русской философии были, по мнению автора, греческое и русское духовенство. Благодаря святоотческому наследию русские "полюбили преимущественно" Платона, а латиняне же - "диалектические тонкости" Аристотеля и увлеклись схоластикой.

Выпускник Санкт-Петербургской академии архиепископ Никанор (Александр Иванович Бровкович) (1826-1890/1891) был ректором Казанской академии (1868-1872), читал курс основного богословия. Главным его философским трудом является "Позитивная философия и сверхчувственное бытие" (1875-1888. Т. 1-3). Под позитивной философией автор имел в виду такую философию, которая за истинное знание принимала только реальное, объективное знание. Какое же познание, по его мнению, было верным и истинным? Только такое, которое в своих основоположениях опиралось или непосредственно на опыт, или на логически верные, строго позитивные, индуктивно-дедуктивные выводы. "Таким образом, позитивное, реально-объективное знание как источником своим, так и критерием имеет опыт, наблюдение и свидетельство чувств, т. е. эмпирическое, чувственное".

Философский трактат архиепископа Никанора был критической реакцией на засилье позитивистского и психологического стиля философствования. Но критика эта была в достаточной мере дифференцированной, так как автор стремился показать не только точки соприкосновения, но и совершенное единство корней, в гносеологических основаниях, у естественно-философской науки и богословия. Центральной задачей, стоящей перед автором, было стремление объяснить, что "позитивным философским методом можно доказывать бытие как бессмертного человеческого духа, так и всесовершенного Духа Божественного". Особый интерес вызывает третий том, который имел подзаголовок "Критика на "Критику чистого разума" Канта". Немецкий мыслитель, по мнению автора, "приобрел себе наибольшую, хотя и печальную славу, хотя и мнимым ниспровержением доказательств бытия Божия, как и человеческого бессмертия".

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...