1. Монархические концепции права
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философско-правовая мысль / 1. Монархические концепции права
Страница 2

Выступая за неограниченную монархическую власть, Победоносцев апеллировал к народному духу, который, как он полагал, изначально содержит и в необозримом будущем будет содержать идею монархической организации российского общества. Субстанцией русской монархии и одновременно пределами ее власти Победоносцев считал православную веру народа, в контексте которой свобода понималась им как феномен исключительно внутренней жизни человека, а закон - как внешняя заповедь и религиозно-правовая норма.

Противоречивым и сложным в концепции Победоносцева является вопрос о соотношении государства и церкви. Как человек верующий и считающий, что государство должно иметь религиозную основу, он полагал, что именно в церкви дела общества и государства находят свое высшее духовное единство и цель. Однако в качестве чиновника, поставленного от государства надзирать за церковью, и человека, не верящего в силу добра (об этом говорили, в частности, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Г. В. Флоровский), Победоносцев абсолютизировал ценность государства, придав ему основную роль в борьбе со злом, что, конечно, противоречило учению православной церкви.

Другим крупным теоретиком монархизма в России был Лев Александрович Тихомиров (1852-1923). Поступив в 1870 г. в Московский университет, он занялся активной революционной деятельностью: с 1873 по 1878 г. по делу 193-х (хождение в народ) находился в заключении в Петропавловской крепости, в качестве члена исполкома "Народной воли" (с 1879 г.) принимал участие в организации убийства Александра П. В эмиграции, куда он перебрался, опасаясь ареста, его мировоззрение довольно быстро проделало кардинальную эволюцию от идеалов левого радикализма к монархизму. После удовлетворения царем его просьбы о помиловании он возвратился в 1889 г. в Россию, где уже до самой смерти боролся с революционным движением и отстаивал охранительные позиции.

Центральным трудом Тихомирова, раскрывающим его политико-правовые воззрения, стала книга "Монархическая государственность" (1905). В отличие от политических воззрений Победоносцева концепция Тихомирова представляет собой рационализированный (в духе Фомы Аквинского) и в значительной мере осовремененный вариант монархизма.

Для объяснения феномена власти Тихомиров основное внимание уделяет его психологическому и этическому аспектам. Как он полагает, власть является прямым следствием психической природы человека, одновременно имеющего потребность властвовать и подчиняться. И если свобода, по Тихомирову, играет роль принципа, организующего прежде всего внутреннюю жизнь отдельной личности, то власть и подчинение - начала общественные, рождающие многообразные социальные связи. Цель власти видится ему в установлении и поддержании нравственного порядка, и соответственно сама власть становится "орудием осуществления правды".

Вслед за Аристотелем и Гегелем Тихомиров в факте возникновения государства усматривает результат развития идеи государства - политической аксиомы, изначально присущей сознанию. Государство он определяет как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью".

В традициях истории политических учений Тихомиров выделяет такие формы государства, как монархию, аристократию и демократию. Указывая на достоинства и недостатки аристократического и демократического устройства и категорически их не отрицая, он отдает предпочтение монархическому правлению как наиболее эффективно сочетающему верховную (высшие органы государственной власти) и управительную (государственный аппарат) власть. В свою очередь монархии подразделяются на деспотические (произвол монарха, несоответствие его действий божественному миропорядку), абсолютные (самодостаточная власть, обходящаяся в своей деятельности без Бога и поэтому не имеющая верховного характера) и самодержавные, истинные (власть признает свое происхождение от Бога, служит ему, органично сочетает в себе верховный и управительный элементы). При этом Тихомиров делает существенную оговорку, что данные монархические формы в чистом виде существуют в основном теоретически, а в действительности чаще встречаются их смешанные варианты.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...