3. Теория естественного права
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философско-правовая мысль / 3. Теория естественного права
Страница 1

Зарождение идей естественного права, согласно которым правовые ценности, нормы проистекают из естественной природы человека и не зависят от социальных условий, наблюдается уже в Древнем Китае (моизм), Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Аристотель), Древнем Риме (Цицерон, римские юристы). В XVII-XVIII вв. в ходе европейских революций возникает классическая концепция естественного права (Г. Греции, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо). Выполнив свою социальную функцию по идеологическому обоснованию буржуазных революций (объявление феодализма и монархизма противоестественным строем, обоснование прав и свобод человека, нового демократического устройства государства), эта концепция в первой трети XIX в. практически утрачивает свое значение и уступает место позитивистским правовым теориям. Однако на рубеже XIX-XX вв. понятие естественного права вновь возрождается. Опираясь на методологию новейших философских школ (неокантианство, неогегельянство, герменевтика, экзистенциализм, неотомизм и др.), естественно-правовая теория отодвигает на второй план позитивизм и идеи историзма и пытается дать свою модель развития общества.

В России после запрета в 1850 г. читать в университетах курсы философии, содержавшие идеи естественного права, начинается постепенное к ней возвращение. С начала 1900-х гг. образовалась весьма влиятельная естественно-правовая школа (П. И. Новгородцев, Б. А. КИСТЯКОВСКИЙ, Е. Н. Трубецкой, И. А. Покровский, Е. В. Спекторский, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, В. М. Хвостов и др.).

Если на Западе возврат к естественному праву, его новое прочтение диктовались кризисным состоянием европейской демократии (усиливающееся вмешательство государства в дела общества и личную жизнь граждан), то в России культивирование естественно-правовых ценностей было направлено на формирование идеологической и организационной базы либерализма, борьбу с абсолютизмом, правым и левым радикализмом. Кроме того, как в Европе, так и в России возрождение естественного права было одним из путей преодоления господствовавших в XIX в. материалистических, позитивистских учений и перехода к философскому идеализму. Не случайным отсюда представляется тот факт, что многие русские религиозные мыслители этого периода были сторонниками естественно-правовой доктрины (С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк и др.).

Признанным главою школы естественного права в России был Павел Иванович Новгородцев (1866-1924)-правовед, философ, социолог, профессор Московского университета. Новгородцев принимал деятельное участие в политической жизни страны: стоял у истоков создания партии кадетов и был активным ее членом, избирался в I Государственную думу, после Октября 1917 г. включился в антибольшевистскую борьбу. Важной стороной его биографии стало участие в сборниках "Проблемы идеализма" (1902) и "Из глубины" (1918). В эмиграции (с 1920) при участии чешского правительства основал в Праге Русский юридический факультет в местном университете и возглавлял его до своей кончины.

Многоплановая по содержанию философия права Новгородцева наиболее полно представлена в его обобщающем труде "Введение в философию права", состоящем из трех частей: первая - статьи "Нравственный идеализм в философии права" (1902) и "Государство и право" (1904), вторая - "Кризис современного правосознания" (1909) и третья - "Об общественном идеале" (1917, осталась незаконченной).

По Новгородцеву, разумное начало в личности есть присущая ей автономная нравственная идея. Разум является единственным источником идеи должного, морального закона, который представляет собой факт чистого сознания, безусловно достоверен сам себе, независим от исторической необходимости. Сущность морали проявляется в ее формализме, индивидуализме, абсолютизме, что определяет ее критическую функцию по отношению к действительности и служит основой бесконечного нравственного совершенствования. Нравственная идея в качестве идеала всегда императивна (повелительна), не связана с конкретным содержанием, существует исключительно в личностном сознании, имеет абсолютную ценность. Будучи приложена к сферe социальных отношений, она, как полагает Новгородцев, приобретает форму естественного права, неизменной идеальной нормы с меняющимся содержанием. Она позволяет установить возможность синтеза личного и общественного, определить соотношение относительного и абсолютного, разрабатывать социальные идеалы.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...