1. Особенности интеллектуального развития в XIV - XVI вв.
История русской философии / Становление философской мысли на руси (XI - XVII вв.) / Философские идеи в культуре Московской Руси / 1. Особенности интеллектуального развития в XIV - XVI вв.
Страница 2

Период возвышения Москвы, завершившийся созданием централизованного государства, вошел в историю как время больших перемен, трагических потрясений и новых идейно-культурных исканий.

Следом за пораженческой проповедью Серапиона Владимирского звучат слова надежды в "Легенде о граде Китеже", "Житии Александра Невского", "Слове о погибели Русской земли". Первые успехи в борьбе с иноземными завоевателями вносят в духовную жизнь оптимистическую веру в лучшее будущее страны и народа ("Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище", творчество Андрея Рублева). Стимулом к развитию литературной деятельности становится введение типографского книгопечатания. В 1564 г. публикуется "Апостол" Ивана Федорова.

Суровый лик эпохи и противоречивый характер перемен с пристрастием и многочисленными подробностями отражен в произведениях русских мыслителей XIV - XVI вв. Отечественная мысль становится в значительно большей степени, чем прежде, практически и социально ориентированной.

Сравнивая наследие Киевской и Московcкой Руси, можно заметить как изменился характер тем и сюжетов, интересовавших просвещенную часть русского общества. Задачи пропаганды основ христианского мировоззрения, с которыми были связаны многочисленные компиляции из греческих и болгарских источников, постепенно отходят на второй план. Начиная с XV в. в письменность все чаще проникали аргументы "здравого смысла". В культуре впервые обозначились элементы секуляризации (отделения от богословия). Наблюдается отказ от черно-белого восприятия действительности. Развивается личностное эмоциональное начало в творчестве. Появились вполне светские формы социально-политической прозы, обслуживавшие идеологические и практические нужды государства. Широкое распространение получила внерелигиозная публицистика, нацеленная на разработку исторических концепций и государственных программ (Ермолай-Еразм, Иван Пересветов). При обосновании проектов социального обустройства общества в XVI в. стали широко использоваться категории правды, порядка и справедливости.

Разностороннее творчество древнерусских писателей испытало на себе влияние общего подъема культуры, который происходил на важном историческом рубеже преобразования Руси раздробленной в Русь единую.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...