Поэтому в основной черте русского народного характера - "чувстве родства со всеми", в родовом и земледельческом быте русских, держащемся на внутреннем нравственном чувстве и "взаимознании", он видит надежду человечества. Россия - это зачаток общества по типу Троицы (Федоров надеется, что Россия еще не окончательно "объевропеилась"), а Англия - общество по типу организма, т. е. гражданское общество (по Федорову - механическое собрание "блудных сынов") в сочетании с правовым государством, превращающее людей в свободных одиночек, живущих для наживы и приобретения вещей. Максимус калининград интернет магазин балтмаксимус интернет магазин.
Лучшее, душевно спаянное общество с целью воскрешения предков он называет также психократией (греч. "власть души"), противопоставляя ему бездушное правовое государство. В этом плане для него даже Санкт-Петербург - орудие "язычества, паганизма" (Федоров называл цивилизацию "новоязычеством"), Москва же проникнута национальным духом и руководима преподобным Сергием Радонежским.
Федоров говорил о двух центрах всемирной истории - Константинополе, или Царьграде (как "Царе градов" и центре борьбы между Востоком и Западом), и Памире (как "Царе кладбищ" и как могиле праотца человечества). Объединение человечества, окончательное примирение Востока (России, греко-славянского мира) и Запада (Европы, Америки) связано с Константинополем. После этого особое значение приобретает Памир - центр воскрешения умерших, вплоть до праотца человечества. Западная Европа, в понимании Федорова, идет к падению, и для ее спасения нужно "ей признать своим центром Константинополь и мирное его освобождение".
Но главные причины падения Запада Федоров усматривал в выборе "неродственного" пути прогресса, цивилизации (как "чуждости" людей и "разрушения" добра, веры, согласия) и западной культуры (как "перерождения" от христианства к атеизму и язычеству и "вымирания" подлинной культуры). "Хотя застой есть смерть и регресс не рай, но прогресс есть истинный ад .". Ведь суть прогресса для него - это развитие отдельных личностей, меры их свободы и комфорта в ущерб старшему поколению и тем более умершим предкам, иначе говоря, отрицание самой нравственности.
Главное зло цивилизации Федоров видит не только в ее откровенной бездушности и предоставлении каждому свободы без общей цели, но и в тотальной победе вещи над человеком и человеческим, товарно-денежных отношений над нравственностью, подлинной жизнью и творчеством. Этим целям служат все конституции и все западные формы правления (республики, конституционные монархии и др.), в отличие от русского самодержавия. Все гражданские, политические и особенно "юридико-экономические" отношения Федоров определяет как "низшие" (высшие - "одни родственные отношения").
В его понимании цивилизация профанирует "сынов человеческих", превращая их в "блудных сынов"; измельчает и бесплодно растрачивает мысль и деятельность человечества, например производя промышленные товары для целей "полового подбора" или для войны. Даже такой атрибут цивилизации, как город, оценивается мыслителем, в отличие от села, негативно: это создание бродяг, забывших родство. Он предвидит, что "Лондоны и Парижи" из первых сделаются последними. А наилучший путь развитых стран (Англии и всей Европы) - превращение из промышленных в земледельческие.
Смотрите также
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...