1. Философия "общего дела" Н. Ф. Федорова
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Космизм / 1. Философия "общего дела" Н. Ф. Федорова
Страница 6

Будущее человечества Федорову видится в трех возможных вариантах: или вечное "несовершеннолетие" в бездушном прогрессе (и тогда "наступит конец мира"), или бессознательная история принудит человека к занятию воскрешением (хотя и мнимым), или народы сознательно объединятся и приступят к "общему делу".

О творчестве Федорова размышляли многие философы и ученые XIX-XX вв. Существуют два основных направления интерпретации его идей: естественно-научное (Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др.) и религиозно-философское (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, С. Н. Булгаков и др.). На теории русских ученых-космистов (например, на учение о созидании великой сферы разума - ноосферы у Вернадского) повлияли мысли Федорова об управлении природными силами с обязательным познанием и покорением космоса. Что касается религиозных философов, то их оценки идей Федорова разноречивы. С. Н. Булгаков называл проект "общего дела" "порождением пламенного христианского духа", грешащим, однако, смешением "хозяйственно-трудового" и божественного. Отмечая противоречивость идей Федорова (даже близость их к религии почитания мертвых в Древнем Египте), он считал его "ранним провозвестником" религиозного воскресения. Г. В. Флоровский более негативно относился к философии Федорова как к программе "гуманистического активизма", т. е. веры в человека в духе идей Просвещения С этим пониманием не согласился В В Зеньковский, находя, что человеческий активизм, труд у Федорова заключается в усвоении человеком Божественной благодати и превращении человека в "орудие Божие". И вместе с тем наибольшую уязвимость учения Федорова он усматривал в его наивной вере в разум и творческие возможности человека. Зеньковский связывал проект "общего дела" с радикально-утопической тенденцией в русской философии: "Дух утопизма веет вообще над русской мыслью, - и это есть свидетельство столько же радикальной обращенности ее к "последним" целям истории, сколько и неумения связать с живой исторической реальностью (без насилия над нею) эти цели . Утопизм Федорова есть свидетельство не слабости его философского дарования, а непреодолимой пока трудности сочетать идеал и историю, "всеобщее спасение" с живой реальностью нашего бытия"

"Общее дело" как сочетание промысла Божьего и осознавшего этот промысел и действующего человечества - основной интегрирующий элемент религиозно-утопического учения Федорова. Оно оказывается и сутью его понимания русской идеи с национально-патриотической и православно-монархической окраской Пытаясь устранить противоречие между христианским и естественным, между Троицей и жизнедеятельностью человека, мыслитель допустил спорные трактовки сути того и другого И вместе с тем философия "общего дела" Федорова - весьма своеобразное учение, пытавшееся ответить на внутренние напряжения русской культуры XIX в Оно сопутствовало таким крупным явлениям русской мысли, как философия Соловьева и религиозно-нравственное учение Толстого, предшествовало учениям русских космистов. Идейно значимыми для судеб человечества оказываются многие идеи Федорова, особенно связанные с объединением людей и народов, с единой целенаправленной деятельностью человечества, решением проблем экологии, управления природными стихиями, с освоением космоса. Чижевский А. Л

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...