Вернадский впервые заявил о Земле как о согласованном в своих частях "механизме", изучение частностей которого должно вестись в теснейшей связи с представлением о нем как о целом, причем не замкнутом в себе, а взаимодействующем с окружающей средой, каковой выступает "космическая среда мира". И в биосфере он учил видеть одновременно земное и космическое. Потоки космического вещества и разного рода внешних излучений придают земному веществу совершенно необычные свойства, главное из которых - пронизанность свободной энергией, способность производить работу. В результате лик Земли меняется . "Он не есть только отражение нашей планеты, проявление ее вещества и энергии - он одновременно является и созданием внешних сил космоса".
Вернадский считал, что реальности, описываемые науками о Земле, следует рассматривать лишь в "космическом" контексте: "Изучая на нашей планете проявления атомов и их химических реакций, биогеохимия корнями своими выходит за пределы планеты, опирается, как химия и геохимия, на атомы и связывается этим путем с проблемами более мощными, чем те, которые свойственны Земле или даже планете, - с наукой об атомах, атомной физикой - с основами нашего понимания реальности в ее космическом разрезе".
Таким образом, более полувека назад Вернадский уже обосновывал космизм в науках о Земле, хотя и не прибегал к такому выражению, - под этим углом зрения рассматривал он ближайшую ломку научного мировоззрения. В своих размышлениях он затем придет к выводу о возникновении огромных новых областей знания, которые расширяют до неузнаваемости "научно охватываемый космос" (т. е. сложившуюся к XX в. картину мироздания), об изменении в связи с этим научной методики, теоретических и эмпирических подходов к исследованию Земли, способов проникновения в сущность ее явлений.
Согласно Вернадскому, в верхней поверхностной "пленке" нашей планеты переплетаются не случайные, единичные, сугубо земные процессы - в них следует искать черты космоса, особенности его фундаментального строения и истории. Биосферу невозможно понять в явлениях, лишь в ней происходящих, нужно отчетливо видеть проявление в ней космических факторов. Тем самым история биосферы резко отличается от истории других составляющих единой планетной системы и ее значение в механизме этой системы совершенно исключительное. Вернадский полагал, что она в такой же степени есть создание Солнца, как и проявление процессов Земли. Поэтому древние представления о "тварях Земли", в частности о людях как детях Солнца, гораздо ближе к истине, чем думают те, которые видят в них только создания случайных изменений земного вещества, земных сил. По его мнению, они являются результатом сложного космического процесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма.
Связывая с трудами Вернадского о биосфере становление экологии как науки о взаимодействии живого вещества со средой своего обитания на всех уровнях его самоорганизации, мы не ошибемся, сказав, что с первых шагов на этом направлении отчетливо заявил о себе космический аспект, методологические основы космической экологии.
Мысль Вернадского многократно обращалась к загадке жизни, а с нею и к тайне человеческого существования. И в том, что мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в космосе, он видел самое глубокое проявление самосознания. Он был убежден, что по мере дальнейшего развития цивилизации люди будут все глубже осмысливать эту тайну и все отчетливее будет выявляться космический характер планетных процессов.
Смотрите также
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...