3. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Космизм / 3. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере
Страница 3

Благодаря Вернадскому к биологическим представлениям о жизнедеятельности прибавились достижения других, ранее не соприкасавшихся с этим предметом областей знания - мир космоса и мир атомов, в которые, в свою очередь, врывались новейшие идеи и методы, менявшие в конечном счете все содержание науки. С успехами естествознания он связывал и новое качество цивилизации, к которому планета, по его мнению, неуклонно движется. Процесс становления этого нового качества он назвал переходом от биосферы к ноосфере ("сфере разума"), к новому состоянию земной оболочки, характеризующемуся пронизанностью научной мыслью и сознательно организуемой на основе ее целенаправленной деятельностью человека.

Проявление научной мысли в эволюционном процессе жизни планеты Вернадский считал событием величайшей важности, превосходящим все до того имевшее место. Действительно, человечество вступило в новую фазу своего развития, обусловленную высоким уровнем производительных сил и, в свою очередь, требует адекватных общественных отношений и соответствующих форм отражения действительности, новых способов и методов теоретического и практического освоения мира. Отсюда в "повестку дня" истории человечества встал вопрос о необходимости организовать все человеческое бытие на разумных, научных основаниях. В неизбежности становления ноосферы Вернадский усматривал слияние двух потоков: качественных изменений в науке и преобразований в социальных отношениях.

В конце XX в. стало ясно, что сила целенаправленной деятельности человека растет в своей грандиозности и возникает опасность ее последствий для космически обусловленной планетной организованности. Напряженность техногенного натиска ныне ощущается во всех регионах земного шара и стала вызывать тревогу мирового сообщества. Возникла необходимость совместной выработки стратегии устойчивого развития человечества.

"Ноосфера, - писал Вернадский в 1944 г., - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться . Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в нее - в новый стихийный геологический процесс - в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим".

Исследования Вернадского были движимы не одной лишь научной любознательностью, но и высокой нравственной мыслью. Он отчетливо понимал органическую внутреннюю взаимосвязанность человеческого сообщества на уникальном космическом теле, несущемся в просторах Вселенной, осознавал ответственность ученых за осмысление этого и твердо верил в неистребимость научного реализма, которым все более пронизывается наделенная сознанием высшая форма материи. Вернадский В. И. Биосфера // Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М., 1994. С. 317. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. С. 318. Вернадский В. И Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. Кн. 2. М., 1977. С. 111. Вернадс

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...