3. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Космизм / 3. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере
Страница 1

С идеями и трудами Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945) тесно связано сегодняшнее развитие всего комплекса наук о Земле. Яркий ученый и творческий мыслитель, он открыл новые области познания, заложил новые направления в естествознании. Мы признаем в нем создателя русской минералогической школы. Древнейшая наука о камнях и рудах занимала, пожалуй, ведущее место в его разнообразной научной деятельности - он был минералогом по специальности и существенно продвинул вперед предмет своей исходной профессиональной деятельности, явился основоположником генетической минералогии. С образованием и изменением минералов он связал даже процессы жизни на Земле. Ученик В. В. Докучаева, он содействовал развитию генетического почвоведения. Именно благодаря Вернадскому мы получили системно-целостное представление о геологической форме движения материи. Купить запчасти и аксессуары в днр kent-avto.pro.

Он способствовал формированию таких научных направлений, как геохимия, учение о природных водах, метеоритика, радиогеохимия и радиогеология, космохимия и биогеохимия. Многие его представления опередили свое время. Среди них, в частности, идеи о симметрии в природе, о коренном отличии пространства-времени живого и неживого, о планетарных биогеохимических циклах и космической сущности жизни.

Его научные интересы охватывали в познании природы буквально все - от новейших физических и химических теорий до философских и социологических обобщений. На чем бы он ни концентрировал свое внимание, всюду приходил к оригинальным умозаключениям. Его исследования и наблюдения, обращение к историческим источникам и многочисленные путешествия все время меняли, расширяли, как он сам говорил, "масштаб, которым мы меряем окружающее".

Преодолевая сугубо аналитический и описательно-морфологический способы мышления и исследовательской деятельности, он перешел от частных наблюдений к системной естественно-научной методологии, связывающей воедино разнородные явления. Она и легла позднее в основу всех его поисков на "стыковых" направлениях научного познания.

Творчество Вернадского уже в начале столетия наметило в естествознании поворот от дифференциации, дробления наук к их интеграции, синтезу. Если наука - это отражение, зеркало объективного мира в сознании человечества, то отныне россыпь не связанных друг с другом "осколков" картины мира стала все чаще объединяться в органическую целостность. Интегральный, комплексный подход к изучению природы привел Вернадского к разработке учения о взаимодействии земной коры с прилежащей к ней атмосферой и, далее, - о биосфере как результате этого взаимодействия, об охваченной жизнью оболочке планеты.

Ученый подчеркивал, что он не строит гипотез, но стремится стоять на прочной и незыблемой почве эмпирических данных, приводя их в систему. Он категорически отвергал господствовавшую тогда точку зрения на геологические явления как случайное совпадение причин, не поддающихся (ввиду их чрезмерной сложности и множественности) научному познанию. Он возражал против отрыва идеального от материального и вместе с тем против искажения природы важнейшего атрибута высшей формы движения материи: мысль не есть форма энергии.

В своих очерках, объединенных под названием "Биосфера" (1926), Вернадский мысленно рассматривает "неповторимый" и "своеобразный лик Земли" и видит в нашей планете не просто одно из тел Солнечной системы, но уникальный феномен, главная особенность которого в наполненности внешней оболочки живым веществом. Особая, превращенная форма этого вещества - человек - в нашу эпоху становится мощной геологической силой, преобразующей всю географическую среду.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...