4. Космический детерминизм А. Л. Чижевского
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Космизм / 4. Космический детерминизм А. Л. Чижевского
Страница 2

Все это свидетельствует о сложности функционирования общей единой системы биосферы, поэтому отсюда не всегда влияние энергетических колебаний в солнцедеятельности отражается в массовых процессах живой природы с достаточной степенью отчетливости. Космическое воздействие не в одинаковой степени проявляет себя по всей поверхности планеты из-за местных физико-географических особенностей. Вот почему в различных местностях и наблюдаются различные отнюдь не синхронные по отношению друг к другу реакции на капризы солнцедеятельности, наряду с отчетливо выраженной периодической устойчивостью. Вмешательство человека в естественный ход вещей на планете также способно изменять стихийно сложившиеся связи между явлениями, ломать тенденции, казавшиеся неотвратимыми.

Чижевский как бы завершил начатую еще создателем гелиоцентрической картины мироздания Н. Коперником ломку геоцентризма в науке. Он "взорвал" геоцентризм в его последнем прибежище - науке о жизни, - и это открыло космическую перспективу дальнейшего развития биологии и медицины. В его трудах термин "космический" служил адекватному обозначению сути качественного скачка в познании и практике человечества.

Космическая экология была главной "осью", вокруг которой преимущественно вращались научные помыслы Чижевского. Однако ученый установил, что и массовые, стихийно протекающие социальные (в том числе исторически значимые) процессы на Земле связаны с солнечной активностью. Он не игнорировал и не умалял при этом роли экономических и политических факторов, предвидя возможные нападки, отмечал, что в обществоведении и без него на детальное уяснение законов экономики и политики было обращено самое серьезное внимание, его же целью было вскрыть роль некоторых естественных факторов в социальных движениях человеческих коллективов, прояснить вопрос о влиянии такого мощного космического фактора, как периодическая пятнообразовательная деятельность солнца, на поведение организованных масс и на течение всемирно-исторического процесса. Причем свои работы автор рассматривал лишь как постановку нового вопроса: "Мы отнюдь не претендуем на безусловную достоверность и тем менее на категоричность наших соображений и высказываний по данному предмету. Они должны только показать, что объективное изучение связи между одними и другими явлениями природы, которые до сих пор считались независимыми друг от друга, может пролить свет на самые разнообразные случаи психологической и общественной жизни человека".

Чижевским было разработано учение, названное им гелиотараксией (от греческих слов "гелиос" - Солнце и "тараксио" - возмущаю). Суть его состоит в установлении постоянного влияния меняющейся гелиогеофизической обстановки на людей. Чижевский изучил структуру развития такого влияния во времени - от возникновения до завершения, спада - и установил, что солнечные возмущения как бы управляют энергетизмом человека и человеческих масс - Солнце не заставляет их делать что-либо конкретное (не оно вызывает бунты, революции и войны, как это пытались изобразить вульгаризаторы и недоброжелатели Чижевского), а обусловливает прилив или отлив спонтанной энергии в них, либо побуждая к какому-либо социальному действию (содержание его зависит от конкретно-исторических обстоятельств), либо способствуя спаду общей активности. Эта динамика связана с подсознательными и эмотивными нервно-психическими реакциями. Она особенно отчетливо наблюдается в поведении лиц с нервными и психическими отклонениями от нормы, а также у индивидов, находящихся в пограничном состоянии. Эта концепция Чижевского имеет значение для организации социально-психологического мониторинга в интересах прогнозирования поведения масс.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что если Коперник преобразил картину мира, сделав Землю рядовым небесным телом, то Чижевский ввел социум в космос, связав историю человечества с историей Вселенной. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976. С. 27. Там же. С. 33. Чижевский А Л Земное эхо солнечных бурь. М., 1976. С 33 Там же. С. 30. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса Калуга, 1924.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...