2. "Мистический реализм" Д. С. Мережковского
История русской философии / Философские искания русских писателей начала XX в. / Религиозно-философские идеи В. В. Розанова и Д. С. Мережковского / 2. "Мистический реализм" Д. С. Мережковского
Страница 5

Мережковский критикует историческое христианство за то, что оно фактически срослось с государством. "Не государство насилует церковь, - говорит он, - а церковь вместе с государством насилуют мир". Если на Западе, по его мнению, церковь становилась государством, то на Востоке государство поглощало церковь. В любом случае "христианская государственность" или "государственное христианство" исказили учение Христа, что привело человечество опять-таки к концу всемирной истории. Начало конца, по Мережковскому, рождает теократическое сознание (модификация "нового религиозного сознания"), которое приведет общество через церковь к Богочеловечеству. Попытка прийти к Царству Божию посредством государства окончится установлением человекобожества, т. е. власти дьявола.

Православие, российское государство и русскую революцию Мережковский также оценивает с точки зрения апокалипсического христианства. В отличие от западной церкви, где, по Мережковскому, все-таки была идея единения человечества во Христе, в восточном христианстве она "и не брезжила". Это привело к тому, что на Востоке самодержец оказался вне христианства и продолжал оставаться языческим "человекобогом". Подчинив церковь и став ее главой, он фактически поставил себя вне церкви, а потому исторически и мистически каждый самодержец - самозванец. В российском государстве, наиболее характерном на Востоке, осуществилось не христианство, а кесарианство (поклонение не Христу, а "земному богу", царю), в котором проглядывает лицо апокалипсического Зверя. Отсюда российское самодержавие - от Антихриста. В частности, расстрел мирных шествий 9 января 1905 г. в Петербурге Мережковский расценил как проявление дьявольской сути царской власти.

Крайне негативное отношение Мережковского к российскому самодержавию, освященному православной церковью, предопределило его понимание революции 1905 г. Политическую революцию он рассматривает как начало революции религиозной, которая свергнет не только власть самодержавия, но также всякую человеческую власть. Самодержавие и православие должны погибнуть, а с ними и весь русский народ. Но этот конец есть начало будущего воскресения России как члена Вселенской Церкви, Теократии, для чего, по Мережковскому, есть необходимые условия: безгосударственный дух народа и религиозность интеллигенции. Россия должна преодолеть народность (национальное) во всечеловечестве, самодержавие - в теократии, православие - в религии Святого Духа. Но Мережковский не так безоговорочен в оценке русской революции, как может показаться. Он опасается Грядущего Хама (собирательный образ, означающий в конечном счете дьявола), наиболее страшное лицо которого открывается ему в "босячестве" (социальных низах).

Таким образом, становится очевидной характерная черта "мистического реализма" Мережковского - стремление объединить материальное и идеальное, а реальные социальные отношения, историю представить как метаморфозы религиозного сознания. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т. 2 С. 366 Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С. 538. Согласно его учению, трем лицам христианской Троицы соответствуют три эры, последняя из которых будет Царством Святого Духа, т. е. вечной справедливости, мира и правды. Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991. С. 91.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...