Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865- 1941) родился в семье крупного чиновника в Петербурге. По окончании гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (1884). В студенческие годы Мережковский увлекался позитивистской философией (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль) и идеями либерального народничества (Н. К. Михайловский, Г. И. Успенский). В последнее десятилетие XIX в. под влиянием творчества Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра он переходит на религиозные позиции. Он становится также одним из главных провозвестников "нового религиозного сознания". Продам интеллектуальное право соглашение о передаче отчуждении исключительных прав.
Мережковскому и его жене 3. Н. Гиппиус принадлежит идея организации Религиозно-философских собраний (проходили в Петербурге с 1901 по 1903 г.). Он также принимал активное участие в создании и деятельности Религиозно-философского общества в Петербурге - Петрограде (1907-1917), в организации журнала "Новый путь" (1903-1904), где публиковались материалы Религиозно-философских собраний.
Во время первой русской революции, которую Мережковский воспринял одновременно трагично и оптимистично, у него проявляется интерес к левым партиям. Он знакомится с П. А. Кропоткиным, Г. В. Плехановым, А. Ф. Керенским, сближается с Б. В. Савинковым. Вместе с тем революция 1905 г. выявила глубокие разногласия между Мережковским и религиозными философами, вышедшими из "легального марксизма". В статье "Семь смиренных" (1909) он выступил против позиции сборника "Вехи" (1909), характерного своей антиреволюционной направленностью и провозгласившего идеи социального и религиозного консерватизма.
Октябрьскую революцию 1917 г. Мережковский встретил крайне враждебно и уже в конце 1919г. бежал со своей женой за границу, в Варшаву, где вместе с Савинковым предпринял попытку склонить главу польского государства Ю. Пилсудского к войне с Советской Россией. Духовный экстремизм и антибольшевизм Мережковского привели его к возвеличиванию итальянского фашизма (прежде всего самого Муссолини) и поддержке нападения нацистской Германии на Советский Союз.
В годы эмиграции, живя в основном в Париже (с 1920), Мережковский создал ряд исторических романов и религиозно-философских произведений, в идейном отношении не дающих ничего принципиально нового по сравнению с дореволюционным периодом его творчества. Держась обособленно, одновременно конфликтуя как с левыми, так и с правыми представителями русской эмиграции, Мережковский тем не менее вызывал значительный интерес своими сочинениями и даже был рекомендован в 1932 г. к присуждению ему Нобелевской премии.
Творчество Мережковского было и остается предметом споров и взаимоисключающих оценок. Сам он, имея широкую известность в России и на Западе (впрочем, заметно упавшую в конце его жизни), часто жаловался на духовное одиночесгво и непонимание своих идей. Направленная в его адрес критика со стороны современников (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов, А. Белый, И. А. Ильин и др.) была вызвана, в частности, контрастным соединением в его сочинениях шубинных проблем религиозной онтологии и антропологии с попыткой разрешить их при помощи сухого схематизма и метафорического языка. Вместе с тем острота полемики о творчестве Мережковского лишь подчеркивает ту видную роль, которую он сыграл в так называемом религиозно-культурном возрождении в России конца XIX - начала XX в. В этом были согласны такие авторитетные историки русской философии, как Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, Г. В. Флоровский, С. А. Левицкий и др.
Происшедший тогда, в условиях глубокого духовного кризиса, всплеск религиозно-философской мысли был вызван стремлением пересмотреть многие положения православного вероучения, соединить свободу творческого поиска с верой в Бога. Философский поиск, предполагающий свободу мысли и творчества, с неизбежностью выводил практически всех русских религиозных философов того времени за рамки как православной конфессии, так и христианства в целом, за что многие из них подвергались критике со стороны официальной православной церкви. Так или иначе неудовлетворенность канонами церкви, стремление посмотреть на религию через призму своей индивидуальности и дать свое понимание религиозных вопросов делали их богоискателями (одних в большей степени, других - в меньшей).
Смотрите также
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...