4. Теодицея и антроподицея. Учение о Софии
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / "Конкретная метафизика" П. А. Флоренского / 4. Теодицея и антроподицея. Учение о Софии
Страница 2

Понимание Флоренским Софии-Премудрости Божией коренилось в представлении о мире как органическом целом, имеющем основание в пронизанности мира Божиим Замыслом и Силой. Флоренский пытался осмыслить культовые памятники - софийные храмы и иконы, гимнографию - и связать их со Священным Писанием и Преданием. Свои взгляды он основывал, главным образом, на учении Афанасия Великого и на учении Церкви о том, что София есть Христос: "Прежде всего, София есть начаток и центр искупленной твари - Тело Господа Иисуса Христа, т. е. тварное естество, воспринятое Божественным Словом". Одновременно Флоренский рассматривает Софию как особый многозначный символ, позволяющий раскрыть связь всего бытия со Христом. София есть церковь в ее небесном и земном аспектах, т. е. совокупность всех личностей, уже начавших подвиг восстановления, уже вошедших своей эмпирической стороной в Тело Христово, т. е. в Церковь. София также и Пресвятая Богородица, Дева Мария. В ней сочетаются софийные силы и человеческое смирение. София - и "идеальная личность человека", т. е. образ Божий в человеке, его Ангел-хранитель, "жилище на небесах" для человека. София - и "предсуществующая, запредельная реальность", "миротворческая мысль Божия", "нетленный момент тварного бытия", "идеальная субстанция, основа твари, мощь и сила бытия ее", "разум твари, смысл, истина или правда ее", Царство Божие - Горний Иерусалим. София - и "существенная красота всей твари". Лишь рассудочному сознанию, считал Флоренский, такие толкования Софии кажутся несовместимыми. Если же мы "обратимся к соответствующим идеям, то этой несовместимости уже не будет". При этом Флоренскому было чуждо стремление переносить свои суждения о Софии из области богословского мнения в область церковной догматики. Там же. С. 209. Флоренский П. А. Соч. Т. 1(1). С. 249. Там же. С. 350. См. там же. С. 329. Флоренский П. А. Соч. Т. 1(1). С. 385.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Две особенности русского марксизма
...