2. О специфике и назначении философского знания
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / И. А. Ильин: философия духовного опыта / 2. О специфике и назначении философского знания
Страница 2

Философия, по Ильину, есть особого рода "внутреннее делание", суть которого - в сосредоточении на своем собственном непосредственно переживаемом духовном опыте. Сосредоточившись на нем, философ должен напряжением воли, внимания, воображения, чувства, памяти и мысли вызвать в себе реальные переживания того предмета, который он хочет исследовать. Затем философ приступает к напряженному внутреннему вглядыванию в сущность указанных переживаний, также требующему участия всех сил души, ее сознательной бессознательной сферы; и здесь осуществляется своеобразное видение, интуитивное вхождение духа в исследуемое содержание. Далее наступает третья стадия - стадия аналитического описания и разумно-логического раскрытия испытанного и усмотренного содержания.

Свой метод философского исследования Ильин называет "дескриптивным методом". Этот метод близок к феноменологическому методу, разработанному немецким философом Э. Гуссерлем: оба метода ориентируют философа на то, что анализу того или иного предмета должно предшествовать интенсивное погружение в его содержание. Но если Гуссерль для этих целей использует преимущественно логические средства - различного рода абстракции, идеализации, процедуры сведения одного к другому, то Ильин обращается к арсеналу всех познавательных сил и способностей человека, включая созерцание, воображение, показания органов чувств, силу воли, эстетический вкус, нравственные мотивы и т. д.

Одновременно он по-иному истолковывает ключевое понятие феноменологии - понятие интенциональности, заменяя его понятием предметности; именно это последнее становится одним из центральных в философском учении Ильина. Под интенциональностью сознания в философии обычно понимается, во-первых, его обязательная ориентированность на предмет познавательного действия, во-вторых, интенсивная концентрация внимания на этом предмете. Предметность у Ильина сохраняет те же характеристики, но сверх того подразумевает способность человека выделить самое существенное и главное в интересующем его предмете. Отсюда указанное понятие помимо познавательного значения приобретает также важное ценностно-регулятивное значение, призванное направлять, ориентировать различные формы жизнедеятельности человека. Предметность, по Ильину, пронизывает все сферы жизни человека; она неотъемлемый, существенный признак духовного опыта, в каких бы формах он ни осуществлялся. Ильин стремился сделать философию более предметной, конкретной, вернуть ей предметное содержание, которым она обладала, начиная с античности и до Гегеля включительно, и тем самым преодолеть тот глубокий кризис, в котором она оказалась с середины XIX в. В данном случае имеется в виду, что в западноевропейской философии начался процесс неоправданного сужения содержания и задач философского исследования, в результате чего из нее начали выпадать наиболее важные для правильного понимания человеческого бытия, его места в мире проблемы, а она сама стала постепенно растворяться в огромной массе частных вопросов. Второе центральное понятие философии Ильина - понятие очевидности, которому он придает предельно широкий смысл. Поэтому оно определяется не строго логически, а художественно-описательно, образно-метафорически. Очевидность - это состояние души человека, "противоположное своеобразной слепоте или ослепленности обманчивой, поверхностной видимостью". С точки зрения Ильина, очевидность играет важную роль не только в гносеологии (где фактически совпадает с понятием истины), но и в этике, эстетике, философии религии, философии права и в иных областях знания, в которых человек имеет дело с духовным опытом и должен реально переживать предмет своего исследования. В каждой из них опыт очевидности осуществляется и накапливается по-своему. Кто желает установить, что есть верное знание предмета и как оно достигается, посвящает себя теории познания. Он должен осуществить и накопить обширный и разносторонний опыт успешной познавательной и исследовательской деятельности. Философ, не работавший в качестве исследователя ни в одной науке, неприемлем в качестве гносеолога, ему не поможет сфера отвлеченной профессиональной мысли. "Ибо акт очевидности требует от исследователя дара созерцания, и притом многообразного созерцания, способности к вчувствованию, глубокого чувства ответственности, искусства творческого сомнения и вопрошания, упорной воли к окончательному удостоверению и живой любви к предмету".

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...