2. О специфике и назначении философского знания
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / И. А. Ильин: философия духовного опыта / 2. О специфике и назначении философского знания
Страница 1

Первое значительное произведение Ильина "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" до сих пор остается одним из лучших в философской литературе исследований, посвященных творчеству великого немецкого мыслителя; вместе с тем оно является важным этапом в формировании собственных философских взглядов Ильина. Как отмечал В. В. Зеньковский, "Ильин действительно по-новому освещает систему Гегеля, во всяком случае преодолевает целый ряд ходячих и неверных формул". Аналогичная оценка дается Н. О. Лосским: " .Ильин доказал ложность широко распространенного представления о философии Гегеля как о системе абстрактного панлогизма".

По мнению Ильина, Гегель считал важнейшей задачей философии понять и доказать, что все вокруг божественно, едино, разумно и благодатно (такой взгляд в истории философии получил название теодицеи). Именно с этой целью Гегелем и была разработана концепция панлогизма, доктрина, согласно которой все есть понятие, высшими же законами бытия являются законы взаимосвязи между понятиями, т. е. логические законы.

Но как только Гегель покинул сферу чистой логики и обратился к исследованию мира конкретных, природных вещей и телесно-душевной жизни человека, сила фактов заставила его признать за этим миром самобытность и самозаконность, не вписывающуюся в рамки чисто логического процесса. И Гегель, по утверждению Ильина, делает вывод, что все сущее божественно, разумно, благостно не потому, что подчиняется законам логики, а потому, что жизнь есть движение к конкретной органической целостности, каковыми являются, например, организм, общество, язык и т. д. Именно процесс формирования органической целостности, в чем бы он ни выражался, есть несомненный признак подлинного присутствия и действия силы Божией. Получается, что тайна гегелевской философии глубже ее поверхностной видимости. Последнее слово ее, по Ильину, есть не понятие, а организм. Обсуждение поднимаемых Гегелем проблем и предлагаемых им решений сопровождается в книге изложением (хотя и фрагментарным) собственных философских взглядов автора. Более того, именно в этой работе начинают формироваться характерный для Ильина категориальный аппарат и методы философского исследования.

Мировоззрение Ильина получило более развернутое выражение в работе "Религиозный смысл философии" (1925), которая может рассматриваться как своеобразное введение в разработанное им философское учение.

Свое миропонимание Ильин называл философией "духовного опыта". Этим определением, с его точки зрения, сразу выделяются две главные особенности его взглядов: во-первых, что философия есть опытное знание и, во-вторых, что это есть наука о самом важном, о духе. "Неопытная, сверхопытная философия, - пишет Ильин, - есть недоразумение или легенда". Отсюда первая аксиома его методологии: " .не испытанное содержание - не познано; неиспытуемое содержание - непознаваемо". Здесь речь не идет об опыте в обычном его понимании, т. е. не о чувственном опыте. Особенности того опыта, с которым имеет дело философия, раскрывает вторая аксиома философской методологии, вводимая Ильиным: " .философия творится именно нечувственным опытом", имеет дело с нечувственными содержаниями, а через них - со сверхчувственными предметами.

Специфика философского исследования определяется, по Ильину, его предметом, который отличен от предмета других наук. Это предмет невидимый, нечувственный, не материальный, не слышимый, не существующий в пространстве и не длящийся во времени. За содержанием всякого явления, всякого состояния философская мысль видит его духовный смысл. Дух же, считает Ильин, это такие душевные состояния, "в которых человек живет своими главными благородными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание или осуществление красоты, на совершение добра, на общение с Божеством - в умозрении, молитве и таинстве; словом, на то, что человек признает высшим и безусловным благом".

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...