2. О специфике и назначении философского знания
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / И. А. Ильин: философия духовного опыта / 2. О специфике и назначении философского знания
Страница 5

В строении этого акта Ильин выделяет следующие основные силы и способности человека: восприятие, мышление, инстинкт, волю, силу воображения и жизнь чувств. Из этих способностей, полагает он, наша культура базируется на чувственных восприятиях, признавая их как бы дверью, ведущей во внешний мир, а над ним ставится в качестве критического стража мышление. Отсюда возникают естествознание и техника. То, что добывается этими двумя способностями, передается затем инстинкту и воле. Инстинкт созидает из этого хозяйство, а воля - государственный строй. Всем другим духовным способностям человека отводится в нем крайне незначительная роль. Между тем, по мнению Ильина, чувственные ощущения, взятые сами по себе, являются в духовном отношении слепыми и творчески бессильными; они нуждаются в руководстве - им необходима высшая сознательная, ведущая инстанция, в качестве каковой и выступает теоретическое мышление. Но мысль, взятая сама по себе, при всей своей логичности, бездуховна и бессердечна. Еще недавно, отмечает Ильин, мышление чествовали как величайшую силу просвещения, как орган самой истины, как разум, и вот оно незаметно опустилось до произвольного и плоского конструктивизма и превратилось в пошло-скептический рассудок. Оказалось, что "чистое мышление" представляет большую опасность для человеческого рода. Что касается человеческой воли, то и она, взятая сама по себе, есть сила формальная и духовно безразличная. Выступая как способность выбирать и решать, она не имеет верного критерия для выбора. Воображение, предоставленное самому себе, оказывается приятной и развлекающей способностью; оно легко, капризно и безответственно.

Но человеческий дух обладает еще одной силою, которая призвана направлять, укоренять и сообщать духовную предметность всем этим способностям, - это сердце, сила любви. Любовь преображает воображение в предметное видение, сердечное созерцание; из этого вырастает религиозная вера. Любовь наполняет мысль живым созерцанием и дает ей силу предметной очевидности, укореняет волю и превращает ее в могучий орган совести, очищает инстинкт, углубляет и облагораживает чувственное восприятие.

Особенно большими творческими возможностями обладает, по Ильину, духовная любовь, которая вбирает в себя такое жизненное содержание, которым действительно стоит жить и за которое стоит и умереть. Если она овладевает человеческим воображением и заполняет его своею силою, указывает ему достойный предмет, то человек отдается сердечному созерцанию, в нем образуется новый чудесный орган духа - орган творчества, познания и жизни. Это открывает перед человеком и новые пути культуры, в том числе и философской. От этого его творческий акт получает новое направление и новую силу. Если к этому присоединяется художественное дарование, то он приобретает особого рода способность - дар предвидения. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2. С. 129. Лосский Н. О. История русской философии. М, 1991. С. 451. Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1994. Т. 3. С. 42. Там же. С. 45. Там же. С. 46. Там же. С. 23. Ильин И. А. Собр. соч.: В Ют. Т. 3. С. 500-501. Там же. С 505-506. Там же. С. 71. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 2, ч. 2. С. 131. Цит. по: Полторацкий Я. Я. И. А. Ильин и православие // Юбилейный сборник к 1000-летию крещения Руси. Питсбург, 1989. С. 415. Ильин И. А Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. С. 424.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...