5. Социально-политические взгляды
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории / 5. Социально-политические взгляды
Страница 2

В своих практически-политических приложениях социальная философия Карсавина была далеко не бесспорной для многих его современников. Особенно это касалось предложенной им системы управления страной. Поскольку население состоит из больших симфонических личностей, непосредственное общение между которыми затруднено, то каждую из них может замещать руководитель. Так как общее собрание групп практически неосуществимо, собравшиеся уполномоченные решают совместные вопросы от имени своих групп. В свою очередь уполномоченные могут назначать своих "заместителей" в высшие советы. Карсавин надеялся, что такая система будет коренным образом отличаться от западной представительной демократии, поможет избежать недостатков последней, так как исключит случайность выбора. Некоторый аналог подобного общества Карсавин видел в советской политической системе 30-х гг., которую, как и другие участники евразийского движения, склонен был идеализировать. Особенно импонировала ему идея сочетания сильной власти центра с активным участием народа в политике. Однако при этом не принималось во внимание, что провозглашаемые принципы часто значительно расходились с реальной жизнью, а система "замещения" социальных групп руководителями приводила порой к полному отстранению народных масс от участия в решении важнейших общественных вопросов.

Нужно иметь в виду, что идеологические позиции Карсавина, конечно, значительно расходились с коммунистическим учением. Он ратовал за создание "православной идеократии". Многие положения его социально-политической теории без каких-либо существенных изменений вошли в тексты программных документов евразийства.

Карсавину так и не удалось решить задачу гармонического сочетания принципов индивидуализма и коллективизма. Учение о симфонической личности при всей его обстоятельности, будучи наложенным на конкретную политическую реальность, оказалось слишком абстрактным. Карсавин Л.П. Государство и кризис демократии // Новый мир. 1991. № 1. С. 190. Там же. Карсавин Л.П. Государство и кризис демократии // Новый мир. 1991. № 1. С. 192. Карсавин Л.П. Философия истории. С. 310. Там же. С. 308.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...