5. Социально-политические взгляды
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории / 5. Социально-политические взгляды
Страница 2

В своих практически-политических приложениях социальная философия Карсавина была далеко не бесспорной для многих его современников. Особенно это касалось предложенной им системы управления страной. Поскольку население состоит из больших симфонических личностей, непосредственное общение между которыми затруднено, то каждую из них может замещать руководитель. Так как общее собрание групп практически неосуществимо, собравшиеся уполномоченные решают совместные вопросы от имени своих групп. В свою очередь уполномоченные могут назначать своих "заместителей" в высшие советы. Карсавин надеялся, что такая система будет коренным образом отличаться от западной представительной демократии, поможет избежать недостатков последней, так как исключит случайность выбора. Некоторый аналог подобного общества Карсавин видел в советской политической системе 30-х гг., которую, как и другие участники евразийского движения, склонен был идеализировать. Особенно импонировала ему идея сочетания сильной власти центра с активным участием народа в политике. Однако при этом не принималось во внимание, что провозглашаемые принципы часто значительно расходились с реальной жизнью, а система "замещения" социальных групп руководителями приводила порой к полному отстранению народных масс от участия в решении важнейших общественных вопросов.

Нужно иметь в виду, что идеологические позиции Карсавина, конечно, значительно расходились с коммунистическим учением. Он ратовал за создание "православной идеократии". Многие положения его социально-политической теории без каких-либо существенных изменений вошли в тексты программных документов евразийства.

Карсавину так и не удалось решить задачу гармонического сочетания принципов индивидуализма и коллективизма. Учение о симфонической личности при всей его обстоятельности, будучи наложенным на конкретную политическую реальность, оказалось слишком абстрактным. Карсавин Л.П. Государство и кризис демократии // Новый мир. 1991. № 1. С. 190. Там же. Карсавин Л.П. Государство и кризис демократии // Новый мир. 1991. № 1. С. 192. Карсавин Л.П. Философия истории. С. 310. Там же. С. 308.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...