1. Вехи жизни и творчества
История русской философии / Философия марксизма в россии конца XIX - начала XX в. / Философия Г. В. Плеханова / 1. Вехи жизни и творчества
Страница 1

Г. В. Плеханов - выходец из семьи небогатого помещика Тамбовской губернии. В 1874-1876 гг. он учился в Петербургском горном институте. С 1875 г. участвовал в народническом революционном движении, в частности в кампании "хождения в народ", за что дважды арестовывался. В 1878 г. Плеханов стал одним из активных публицистов и редакторов издания "Земля и воля" - органа одноименного народнического общества. После раскола этого общества на "Народную волю", в которой объединились сторонники террористической тактики борьбы, и "Черный передел" он возглавил последний как сторонник мирной пропаганды и противник террора. В 1880 г. Плеханов уехал за границу, где жил вплоть до Февральской революции 1917г.

В 1882 г. Плеханов переводит на русский язык "Манифест Коммунистической партии" Маркса и Энгельса, в следующем году создает в Женеве вместе со своими соратниками по "Черному переделу" (В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод и др.) первую социал-демократическую группу "Освобождение труда".

Перейдя на позиции социал-демократии, Плеханов противопоставил идеологам и практикам народничества - "аполитичному" бакунизму, абсолютизировавшему "стихийность в истории" и "действия снизу" народных масс, а также народовольчеству, налегавшему на энергичные, революционные "действия сверху" "революционного меньшинства", но сводившего революционную политическую борьбу к политическому заговору в духе бланкизма, - марксистскую стратегию и тактику политической борьбы, увязанной с конечной целью движения - идеей социализма.

Между народническим и социал-демократическим мировоззрением Плеханова существует прямая связь. В 1905 г. Плеханов писал: " .мое нынешнее миросозерцание представляет собой не более, как логическое развитие основной мысли, увлекавшей меня уже тогда, когда я работал в органах революционного народничества".

В 80-90-е гг. XIX в. деятельность Плеханова сосредоточена на проблемах распространения в России трудов и идей Маркса и Энгельса, на идейно-политической борьбе с народничеством и подготовке к созданию марксистской партии в России. К этому периоду относятся его труды "Социализм и политическая борьба" (1883), в котором развивается марксистский тезис о том, что всякая классовая борьба есть борьба политическая, "Наши разногласия" (1885), посвященный систематической критике народнической идеологии, "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895) и "Очерки по истории материализма" (1893). В двух последних работах Плеханов в довольно систематической форме изложил свое понимание философии марксизма, которому он остался верен до конца жизни.

Установив личный контакт с Ф. Энгельсом и другими деятелями западноевропейского рабочего и социал-демократического движения, Плеханов с момента создания II Интернационала (1889) активно участвует в его деятельности в качестве не только представителя российской социал-демократии, но и деятеля общеевропейского уровня, участника международных идейно-теоретических дискуссий: к концу 1890 - началу 1900-х гг. относится, в частности, ряд статей Плеханова по философии, направленных против немецких социал-демократов Э. Бернштейна и К. Шмидта.

В 1900-1903 гг. Плеханов участвовал совместно с В. И. Ульяновым-Лениным в издании общероссийской социал-демократической газеты "Искра" и журнала "Заря". Плеханов стал основным автором программы РСДРП, принятой ее II съездом (1903).

На II съезде РСДРП окончательно определилось особое положение Плеханова в российском социал-демократическом движении, расколовшемся на большевиков и меньшевиков. Это особое положение осознавалось Плехановым как своего рода политическое одиночество, "внефракционность", в соответствии с которой он, оставаясь верным своим взглядам эпохи группы "Освобождение труда", не хотел примыкать ни к меньшевикам, ни к большевикам во главе с Лениным, то поддерживал, то критиковал тех и других, хотя чаще оказывался на стороне меньшевиков. Собственной трибуной Плеханова был, в частности, периодический журнал "Дневник социал-демократа" (1905), возобновленный в 1910 г.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...