2. Особенности философских исследований в конце 30 - первой половине 40-х гг.
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Советская философская мысль 30 - начала 50-х гг. / 2. Особенности философских исследований в конце 30 - первой половине 40-х гг.
Страница 2

Вышедшие после сталинской статьи философские работы носили в основном комментаторский характер. Правда, в ряде работ законы и категории диалектики излагались подробнее и точнее, освещались проблемы, которые в сталинской статье не затрагивались. Вот как объяснял эту ситуацию Е. П. Ситковский в книге "Об основных чертах марксистского диалектического метода" (1939). В "Кратком курсе" изложены лишь основные черты диалектического метода, но в природе действуют не только основные законы. Значит, нужно в "дополнение" к ним проанализировать специфические законы и категории: сущность и явление, закон и явление, причина и действие, причина и цель, необходимость и случайность, возможность и действительность, форма и содержание и т. д. В работе П. Ф. Юдина "Классические произведения марксистского философского материализма" (1939) был затронут ряд проблем, отсутствующих в статье Сталина: субъективная диалектика как отражение объективных законов, диалектика как логика, взаимосвязь законов диалектики, а закон отрицания отрицания рассматривается как всеобщий закон природы и общества.

Из работ советских философов в предвоенные i оды представляют интерес труды по истории философии. В 1939 г. вышла книга Г. Александрова "Очерки истории новой философии на Западе", в 1940 г. - "Краткий очерк истории философии" (С. Батищев, И. Луппол, О. Трахтенберг и др.). Опубликованы монографии и статьи, посвященные Декарту, Гоббсу, Л. Фейербаху и др. Институт философии приступил к изданию серии "Классики русской философии", в рамках которой вышли избранные философские сочинения Ломоносова, Герцена. Вышли работы, посвященные Белинскому, Герцену, Чернышевскому, Добролюбову, Писареву, Антоновичу. Среди авторов, писавших о русских мыслителях, - В. Ф. Асмус, В. С. Кружков, М. М. Григорьян и др.

Крупным событием в философской жизни того времени стал выход в свет в 1941 г. (незадолго до начала Отечественной войны) двух томов "Истории философии". В 1943 г. вышел 3-й том "Истории философии", посвященный философии первой половины XIX в. Том был пронизан идеей ограждения ценностей мировой культуры и высших достижений немецкой философии от фальсификации фашистскими идеологами, по установившейся уже традиции в нем критиковались консервативные стороны немецкой классической философии. Но некоторые философы решили использовать складывавшуюся в условиях войны политико-идеологическую конъюнктуру, когда развернулась кампания, которой свойственны были не просто антифашистские, но и антинемецкие и вообще антизападнические мотивы. В ЦК партии было направлено письмо, в котором утверждалось, что в 3-м томе "Истории философии" допущены грубые идеологические ошибки, выразившиеся в приукрашивании немецкой классической философии, которая не могла быть одним из источников марксизма. После идеологической проработки с авторов 3-го тома была снята "сталинская премия", присужденная им вместе с авторами первого и второго тома. В постановлении ЦК партии от 1 мая 1944 г. "О недостатках в научной работе в области философии" значительная доля критики в адрес Института философии была связана с 3-м томом "Истории философии". Естественно, после "проработки" авторов 3-го тома последовали публикации, призванные "исправить" положение, в частности статья М. Б. Митина "О реакционных социально-политических взглядах Гегеля" (Большевик, 1944, № 12).

В публикациях 1943 - 1944 гг. особое место заняли работы по истории русской философии. В. С. Кружков, П. Н. Федосеев и М. Т. Иовчук сформулировали концепцию "классической русской философии XIX в.", согласно которой философия Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова превосходит философию Гегеля и Фейербаха, вышла за пределы созерцательности домарксова материализма, в ней началось соединение материализма и диалектики, и в этом смысле она является высшей формой домарксистского материализма.

Но если абстрагироваться от последствий влияния на советскую философию особых идеологических обстоятельств периода войны, то можно отметить и некоторые позитивные результаты деятельности философов в эти годы. Так, в сфере философских вопросов естествознания продолжали плодотворно работать С. И. Вавилов, Б. М. Кедров, другие ученые. В 1943 г. Институт философии начал подготовку учебников по логике. Впервые за многие годы были высказаны солидные аргументы в защиту формальной логики как "арифметики мышления", против смешения ее с логикой диалектической. В годы Великой Отечественной войны не прекращалась подготовка философских кадров. См.: Кружков В. С., Федосеев П. Н. Основные черты русской классической философии // Большевик, 1943, № 6; Иовчук М. Т. Классики русской философии XIX в. (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов) // Там же, 1944, № 12; Он же. Основные черты русской классической философии XIX в. М., 1944; Кружков В. С

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Две особенности русского марксизма
...