6. Особенности развития философской мысли в 60 - 80-е гг. (некоторые итоги)
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Новые тенденции и направления в философских исследованиях (60 - 90-е гг.) / 6. Особенности развития философской мысли в 60 - 80-е гг. (некоторые итоги)
Страница 1

Подводя итоги философских исследований в стране в 60-е гг. вплоть до начала 90-х гг., следует сказать, что они прошли сложный, противоречивый путь развития. Произошли определенные изменения, способствовавшие оживлению философских исследований, восстановлению продуктивного диалога философов и естествоиспытателей. Однако все еще сохранявшийся идеологический контроль не мог не сказаться на состоянии философской науки в стране. В тех условиях многие философские работы представляли собой по существу набор идеологизированных штампов, обслуживавших задачи текущей политики. Показательны попытки "самоочищения", когда в период "перестройки" (1985 - 1991) развернулась широкая критика характера философских исследований, методов философствования. Отмечалось, что длительное время преимущественный тип исследований связан был с решением внутренних задач философии - разработкой категорий, принципов, законов, их систематизацией, субординацией и т. д., когда важнейшей задачей считалось "оттачивание" категорий самих по себе, в их, так сказать, "чистом виде". Во многих работах укоренились старые представления и стереотипы мышления, доктринерское самоцельное теоретизирование по поводу общезначимых принципов, догм, сформулированных вне времени и пространства. Нередко усилия ученых были направлены на доказательство того, что и так очевидно, - объективного характера процессов и явлений, их взаимосвязей и т. д. Исследования же реальной диалектики конкретных процессов развития в различных сферах бытия и сознания оставались в тени. Теория была словно овеществлена в доктрине. Из философии зачастую выхолащивался дух поиска, процветали комментаторство, некритическая апологетика официальных политических документов и речей.

Вместе с тем. несмотря на жесткие идеологические рамки, преследования всяческих отступлений ("уклонов") от институционального марксизма (часто выступавшего квазимарксизмом) и притеснения инакомыслящих, во многих трудах имелись и определенные достижения, связанные с приращением знаний в различных областях философской науки, прежде всего в логике и методологии научного познания, истории философии, философской антропологии, в анализе глобальных проблем человечества.

Растущая специализация философских кадров, сама логика научной работы способствовали все большей сосредоточенности ученых на вопросах избранной темы, соотнесению своих разработок с аналогичными исследованиями в немарксистской философии и в конечном итоге в ряде работ - к постепенному отходу от догматизированных канонов и выработке вариативного, достаточно гибкого способа мышления. В результате под общей "крышей" философии диалектического материализма фактически сложились не только разные позиции, но и различные философские школы: онтологистско-метафизическая, гносеологическая, логическая, философия науки, философская антропология и др. Если "онтологисты" в своих разработках теорий бытия, универсалий, законов, категорий ориентировались на "классические", особенно гегелевские традиции панлогизма и систематичности, то "гносеологисты", "логицисты", "сциентисты" и "антропологисты" - в той или иной мере на современные течения (неопозитивизм, критический рационализм, герменевтику, структурализм, экзистенциализм, философскую антропологию и др.). "В советской философии 70 - 80-х годов не было унифицированной и догматической марксистской парадигмы, одной для всех. Было разнообразие идей, подходов и были различные версии марксизма, которые использовали содержавшийся в нем эвристический потенциал".

В различных областях философского знания сформировалось движение, апеллирующее к "аутентичному" марксизму, идеям молодого Маркса, особенно его интерпретациям гегелевской диалектики, философских проблем человека, практики, духовного производства и т.д. Обращение к этим идеям было способом выразить свое несогласие с догматическими тенденциями в философских исследованиях. Сторонники названного движения, по сути дела, противостояли официальному толкованию марксизма. В этом же русле развивалась и полемика с различными немарксистскими течениями, в ходе которой подчас формулировались идеи и положения, отличавшиеся от классической версии марксизма, хотя и обрамленные в марксистскую лексику.

Таким образом, история развития философской мысли в советский период свидетельствует о том, что она отнюдь не была однородной, монолитной, однозначно негативной. Поэтому неправомерны попытки огульного отрицания всякой значимости философских исканий в этот период, игнорирования определенных достижений, новых идей, выдвинутых неортодоксально мыслящими философами.

Страницы: 1 2

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...