Наконец, в качестве четвертой отличительной черты русской философии необходимо отметить специфику самого стиля философствования. В западной философии, начиная с XVII в., господствовал чисто рациональный, "научный" метод изложения, достигший апофеоза у представителей классической немецкой философии. В русской философии рационалистический стиль никогда не был основным, более того, многие мыслители решительно отвергали его как ложную форму философского познания, не позволяющую дойти до сути главных проблем бытия. В русском духовном характере образное, художественное, интуитивное отношение к миру обладало явным преимуществом перед абстрактно-рациональным его освоением, поэтому и в философии ведущим оказался эмоционально-образный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям. Даже у тех русских философов, сочинения которых вполне отвечали стандартам классического рационализма, логичность и рациональная последовательность всегда естественно сочетались с художественной образностью и апелляцией к интуиции, позволяющей проникнуть за пределы доступного для рационального мышления. Особенно характерным такое сочетание было для Вл. Соловьева и его философских наследников - Н.Бердяева, С.Франка, И.Ильина, Л.Карсавина и др.
Проследим вкратце, как указанные особенности русской философии выявлялись в ходе ее развития. Нужно подчеркнуть, что это развитие в решающей мере определялось влиянием западноевропейской философии, которая активно усваивалась Россией на протяжении полутора столетий: от середины XVIII в. до начала XX в.
Вплоть до середины XVIII в. русская философская мысль развивалась почти исключительно внутри богословия, и, по сути, можно говорить только об элементах философии, присутствующих в богословских и литературно-художественных сочинениях. Понять причины этого нетрудно. Формирование западной философской традиции в Средние века проходило под влиянием не только христианского богословия, но и античного философского наследия. Даже отрицательное отношение христианской мысли к античной философии было отношением, в котором усваивались основные понятия и концепции, а самое главное - усваивалась сама методология философского исследования. Этому способствовало и языковое единство средневекового и античного мира, связанное с тем, что церковная служба в католической церкви велась на латинском языке. В противоположность этому принятие восточного христианства Русью не сопровождалось интенсивным усвоением сочинений античных философов. Этому препятствовало, кроме прочего, слабость традиции отвлеченного мышления на Руси, а также уже отмечавшееся преобладание в культуре образных, художественных элементов.
Радикальное изменение этой ситуации произошло только в Петровскую эпоху и было связано, в первую очередь, с резкой секуляризацией культуры, ее большей независимостью от церкви и церковной жизни. Для философии это имело первостепенное значение, поскольку позволяло раскрепостить мысль, высвободить ее из оков богословской догматики. На первом этапе самостоятельного развития русской философии (вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в.) происходит активное восприятие концепций и систем западных мыслителей - от Платона и Аристотеля до Декарта, Лейбница и просветителей (из последних особенно большое влияние имел Вольтер). Важно отметить, что "ученичество" русских мыслителей носило творческий и самостоятельный характер. В частности, под влиянием идеологии французских просветителей был создан ряд достаточно оригинальных социально-политических утопий (М.Щербатов, Н.Новиков, А.Радищев).
В начале XIX в. определяющее воздействие на "развитие русской философии начинает оказывать классическая немецкая философия. Особую роль в этом процессе сыграл тот факт, что во многих российских учебных и научных заведениях того времени работают приглашенные из Германии профессора. Характерно, что восприятие систем немецкой философии сопровождалось своеобразной радикальной поляризацией содержащихся в ней противоположностей. Особенно наглядно это проявилось в том, как интерпретировались и использовались идеи Шеллинга. У него русские мыслители одновременно заимствовали и натурфилософию, с помощью которой оправдывался самый крайний эмпиризм, служивший идеологической основой бурно развивавшейся науки, и идеализм, доводивший до крайнего мистицизма.
В середине XIX в. такие же полярные интерпретации сопровождали увлечение гегелевской философией, в которой одновременно искали и новую религию (ранний М.Бакунин, В.Белинский), и подлинный метод "научной" философии, и революционного преобразования мира (Герцен, Белинский, русский марксизм).
Со второй четверти XIX в. русская философия начинает поиски своих собственных, совершенно оригинальных подходов к тем философским проблемам, которые окончательно определились в качестве главных: сущность человеческого бытия, соотношение веры и разума в человеке, смысл и цели истории. В 20-30-е годы на первый план выходит последняя из этих проблем в связи с вопросом об историческом предназначении России, остро вставшем после триумфа в войне 1812-1814 гг. Тот факт, что по поводу этой проблемы произошло резкое размежевание западников и славянофилов, еще раз демонстрирует глубокий антиномизм, глубокую внутреннюю противоречивость русской философской мысли, по каждой проблеме неизменно формулирующей две диаметрально противоположные точки зрения.
Смотрите также
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...