Чтобы понять степень новаторства русской философии той эпохи, необходимо осознать, против чего она выступала в философской традиции Запада. Для этого полезно четко сформулировать те ключевые принципы, на которых базировалась классическая западноевропейская философия от Сократа до Гегеля (в главной линии своего развития).
Во-первых, в структуре мироздания предполагалось наличие Абсолюта (Бога), который понимался как всецело рациональное начало, как высший Разум, который обеспечивал разумность, целесообразность, рациональную обоснованность всего происходящего в природе и человеческой истории (это просматривается даже в материализме, где в качестве Абсолюта выступает незыблемая природная закономерность).
Во-вторых, в человеке в качестве главной способности также признавался разум, рассудок, рациональное начало. При этом в своем существовании человек признавался иерархически вторичным, полностью зависимым от Абсолюта; все его поступки в мире должны были быть подчинены этому Абсолюту (законам природы - в материализме или Божественным заповедям - в идеализме). За человеком признавалась только ограниченная, относительная свобода, абсолютной свободой обладал один только Бог.
Наконец, в-третьих, сама философия в классической традиции (правда, здесь можно найти существенные исключения) понималась как система высшего рационального знания о мире, человеке и Абсолюте. Особенно наглядно такое понимание проявилось в попытках построить философию как точную науку, использующую такие же однозначные и рационально проверяемые методы, как естественные науки.
Оригинальность русской философии, начиная с середины XIX в., заключалась в резкой критике указанных принципов и выдвижении на их место совершенно иных, учитывающих те изменения, которые произошли с человеком на новом этапе его исторического развития, начавшегося в эпоху Возрождения. Прежде всего было отвергнуто представление о рациональности мира и истории, о приоритете рационального начала, рассудка в человеке. По мнению славянофилов (И. Киреевский, А.Хомяков, Ю.Самарин), именно это составляет главный порок западной цивилизации - она предполагает разъединенность и независимость способностей человека и господство среди них абстрактного рассудка. В противоположность этому славянофилы утверждали необходимость сохранения во всех сферах жизни и во всех проявлениях человека единства и конкретности его глубинной сущности, объединения всех способностей (рассудка, чувств, воли, интуиции) под контролем самой конкретной способности - веры.
Отвергали русские философы и традиционное для классической философии представление об удаленности отдельного человека от Бога и несущественности его эмпирического бытия в сравнении с бытием всеобщей духовной сущности, единого божественного бытия. Наоборот, они были убеждены, что в своей внутренней, подлинной, цельной сущности каждый человек мистически связан с Богом, находится в нерасторжимом единстве с божественным бытием и, значит, в своих деяниях обладает свободой, приближающейся к абсолютной свободе Бога.
Сама философия в России, как мы уже говорили выше, почти никогда не рассматривалась как высшая "наука"; в ней находили способ обретения подлинного смысла жизни через размышления о Боге, человеке, добре и зле или даже просто через размышления о себе самом, о своих поступках и мыслях. Не случайно самые глубокие философские идеи у таких мыслителей, как В.Белинский, А.Герцен, К.Аксаков, К.Леонтьев, Н.Гоголь и др., обнаруживаются не столько в сочинениях, специально подготовленных для печати, сколько в интимных письмах и дневниках.
Несмотря на очевидную оригинальность развивавшихся ими идей, известность упомянутых выше философов середины XIX в. все же не выходила за пределы России. По-настоящему мировое значение русская философия приобрела только к концу XIX в., в первую очередь, благодаря творчеству Ф.Достоевского, Л.Толстого и Вл. Соловьева, чьи идеи оказали непосредственное и существенное влияние на последующее развитие всей европейской философии. Уже сам факт отнесения двух крупнейших писателей, не публиковавших чисто философских сочинений, к истории русской философии наглядно демонстрирует тяготение русских мыслителей к художественному, интуитивному методу решения важнейших философских проблем. Значение же Соловьева в истории русской философии связано с тем, что он впервые построил достаточно связную и полную систему философского знания, охватывающего все традиционные проблемы, характерные для его многовековой истории. При этом, несмотря на формальную близость Соловьева к классической традиции "строгого" философствования, в его сочинениях содержится безусловное убеждение в конкретном, жизненном значении философских построений; не случайно Соловьев постоянно подчеркивал, что принятие его философии невозможно через холодное разумное усвоение изложенных в ней идей, но требует радикального изменения строя жизни отдельного человека и всего человечества.
Смотрите также
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...