Русская философская мысль в контексте мировой философии
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Введение / Русская философская мысль в контексте мировой философии
Страница 4

Соловьев в своем творчестве произвел удачный синтез славянофильского и западнического течений русской философии, однако в конце XIX в. эти течения продолжали существовать и в "чистом" виде, концентрируя свое внимание в основном на проблемах общественно-политического развития России. К "поздним" славянофилам можно отнести Я.Данилевского, К.Леонтьева и, с большими оговорками, В.Розанова. В их публицистических и историософских трудах детально разрабатывалась концепция особого исторического предназначения России и была продолжена критика западной цивилизации, начатая основателями этого течения. Западническое направление русской философии в этот период свелось к достаточно прямолинейному и некритическому заимствованию наиболее модных философских течений Западной Европы: позитивизма, марксизма, неокантианства. При этом русский позитивизм и русский марксизм оказались очень близкими направлениями, активно влияющими друг на друга. Главная тенденция обоих этих направлений резко расходилась с традициями русской философии, здесь была сделана попытка раз и навсегда решить все проблемы человека и общества на основе "строго научных" методов. Только внутренняя, глубоко религиозная, по сути, страстность, с которой позитивисты и марксисты подходили к "научному" решению всех проблем жизни, показывает их причастность к подлинным истокам нашей национальной философской традиции. Не случайно многие известные философы религиозного направления в молодости переболели марксизмом и позитивизмом (Н.Бердяев, С.Франк, П.Струве и др.).

В то же время кантианство представляло собой редкий пример чисто "академического" направления в русской философии, занятого решением достаточно традиционных проблем теории познания и, как правило, не претендующего на то, чтобы давать ответы на "последние" вопросы человеческого бытия. Однако значение кантианства для развития философии в России было достаточно велико в связи с тем, что его представители во главе с признанным лидером А. Введенским, занимая господствующие позиции в университетах, очень высоко подняли уровень философского образования. В этой философской среде в начале XX в. сформировалась целая плеяда выдающихся мыслителей нового поколения, которые, развивая самые оригинальные идеи Соловьева, оказались среди родоначальников и ярких представителей нескольких влиятельных течений европейской и мировой философии XX в.: экзистенциализма, персонализма, неогегельянства, интуитивизма.

Истоки экзистенциализма как самостоятельного философского течения лежат в идеях датского философа и богослова XIX в. С. Кьеркегора. Очень большое влияние на формирование экзистенциализма оказали идеи Ф.Ницше и Ф.Достоевского. Экзистенциализм предложил совершенно новое по отношению к многовековой философской традиции понимание человека. Прежде всего здесь, как и в философии жизни Ф. Ницше и его последователей, была отвергнута возможность описания сущности человека с помощью таких традиционных понятий, как душа, духовная субстанция, разум и т. п. Сущность человека иррациональна и для ее понимания и выражения нужно использовать совсем другую систему понятий, в которой центральное место занимают понятия жизни и свободы.

Как уже было сказано, решительное размежевание с рационалистической концепцией человека в русской философии произвели уже славянофилы, Достоевский и Вл. Соловьев. Дальнейшее развитие этой тенденции привело таких философов, как Н.Бердяев, Л.Шестов, С.Франк, И.Ильин, Л.Карсавин, к типично экзистенциальной концепции человека. При этом в отличие от более поздних западных представителей этого направления (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю), выстраивавших в соответствии с идеями Ницше философию, в которой не было места понятию Бога, русские экзистенциалисты оставались в рамках религиозной традиции. Особенно яркую и необычную концепцию человека создал Л.Карсавин, парадоксально соединив в ней новые подходы к анализу человеческого бытия категориями средневековой мистической философии.

Вклад русской философии в разработку двух важнейших тем - проблемы человека и смысла истории - наиболее значителен, однако некоторые оригинальные идеи и концепции были выдвинуты и в других разделах философского знания. Так, в области теории познания многие русские философы разрабатывали очень популярную в европейской философии начала XX в. концепцию интуитивизма. По своему смыслу она была близка к феноменологии Э.Гуссерля, ее главная тенденция заключалась в стремлении преодолеть противоположность материализма и идеализма, эмпиризма и рационализма. В акте познания, утверждали интуитивисты, человеческое сознание обладает не образом объекта, независимого от сознания, но самим объектом; сознание это и есть способность такого непосредственного обладания объектом. Лидером русского интуитивизма был Н.Лосский, уже в 1912г. опубликовавший программную работу "Обоснование интуитивизма". Однако наиболее глубокую и проработанную гносеологическую и онтологическую концепцию, основанную на принципах интуитивизма, создал С.Франк, которого с полным основанием можно считать самым талантливым и самым оригинальным русским философом XX в.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Глобальные проблемы современности
...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...